Я постараюсь

Психолог Евгений Корчмарек logo
Я постараюсь

Пред­ставь­те се­бе си­ту­а­цию: маль­чик сде­лал все уро­ки и под­хо­дит к от­цу, чтобы от­про­сить­ся по­гу­лять:

  • Па­па, я сде­лал все уро­ки, мож­но я пой­ду по­гу­ляю?
  • А на по­сле­зав­тра сде­лал?
  • Сде­лал.
  • А на по­сле-по­сле­зав­тра?
  • Сде­лал.
  • То­гда иди и чи­тай учеб­ник впе­ред.

Или дру­гая ис­то­рия: де­воч­ка по­мо­га­ет ма­ме в убор­ке до­ма, и вот она под­бе­га­ет к ма­ме по­сле вы­пол­не­ния оче­ред­но­го за­да­ния:

  • Ма­ма, я вы­мы­ла по­су­ду, мож­но я от­дох­ну и по­смот­рю теле­ви­зор?
  • На пен­сии от­дох­нешь! В до­ме срач, а она ви­ди­те-ли от­дох­нуть хо­чет! Иди вы­мой пол в ко­ри­до­ре.

В при­ме­рах вы­ше ро­ди­те­ли обес­це­ни­ва­ют уси­лия сво­их де­тей и не да­ют им по­лу­чить/по­чув­ство­вать воз­на­граж­де­ние за успеш­ное вы­пол­не­ние за­да­чи. И ес­ли та­кое по­ве­де­ние ро­ди­те­лей про­ис­хо­дит по­сто­ян­но, то де­ти по­ни­ма­ют, что сколь­ко бы они ни при­кла­ды­ва­ли уси­лий - они не до­бьют­ся то­го что им дей­стви­тель­но хо­чет­ся: по­иг­рать, пой­ти по­гу­лять и тд - и то­гда они по­ни­ма­ют, что все уси­лия бес­по­лез­ны! То­гда они вы­би­ра­ют стра­те­гию эко­но­мии соб­ствен­ных ре­сур­сов: "де­ла­ют" за­да­чу, чтобы их не ру­га­ли за ни­че­го­не­де­ла­ние, при этом де­ла­ют ее как мож­но доль­ше, так как вы­пол­не­ние за­да­чи при­во­дит не к воз­на­граж­де­нию, а лишь к но­вой за­да­че.

В тран­закт­ном ана­ли­зе та­кие по­сла­ния на­зы­ва­ют "драй­ве­ры". И вы­де­ля­ют 5 драй­ве­ров, один из ко­то­рых "Ста­рай­ся" - и опи­сан вы­ше.

Ко­гда эти де­ти вы­рас­тут, то про­дол­жат от­но­сить­ся к за­да­чам та­ким же об­ра­зом: бу­дут брать­ся за за­да­чи, но ли­бо не бу­дут до­во­дить их до кон­ца, ли­бо не бу­дут хва­лить се­бя по­сле то­го как за­да­ча бу­дет вы­пол­не­на.

Вот несколь­ко при­зна­ков, по ко­то­рым вы мо­же­те опре­де­лить у се­бя или ва­ших зна­ко­мых драй­вер "Ста­рай­ся":

  • Вы жаж­де­те по­хва­лы, но ес­ли вас хва­лят, то по "объ­ек­тив­ным" при­чи­нам не при­ни­ма­е­те ее (обес­це­ни­ва­е­те),
  • По­сто­ян­но недо­воль­ны тем что сде­ла­но (пер­фек­ци­о­низм),
  • По­сто­ян­но ис­поль­зу­е­те в ре­чи "я по­про­бую", "я по­ста­ра­юсь" и дру­гие по­хо­жие сло­во­со­че­та­ния,
  • Мно­го все­го де­ла­е­те, пы­та­е­тесь, но нет ре­аль­но­го ре­зуль­та­та,
  • Бе­ре­тесь за мно­же­ство за­дач од­новре­мен­но, ча­сто в сжа­ты сро­ки, чтобы по за­вер­ше­нию од­ной из за­дач ска­зать се­бе: "Ух­хх, од­ной мень­ше", вме­сто "Ка­кой я мо­ло­дец!",
  • Толь­ко бо­лезнь мо­жет оста­но­вить вас от вы­пол­не­ния за­дач (тру­до­го­лизм).

Ес­ли вы ви­ди­те у се­бя драй­вер "Ста­рай­ся", то как мож­но се­бе по­мочь? Вот несколь­ко на­прав­ле­ний для са­мо­сто­я­тель­ной ра­бо­ты:

  • Есть та­кое по­ня­тие как "до­ста­точ­ное ка­че­ство", ко­то­рое "не зна­ко­мо" мно­гим пер­фек­ци­о­ни­стам. По­это­му при оче­ред­ной ите­ра­ции "по улуч­ше­нию" за­дай­те се­бе во­прос: а мо­жет быть уже до­ста­точ­но то­го ка­че­ства, ко­то­рое есть сей­час?
  • На­чи­най­те хва­лить се­бя за за­вер­шен­ные за­да­чи: лю­бые, да­же ес­ли вы не до­воль­ны ка­че­ством (помни­те про "до­ста­точ­ное ка­че­ство"),
  • Как толь­ко сде­ла­на оче­ред­ная за­да­ча - оста­но­ви­тесь! Не при­сту­пай­те к вы­пол­не­нию сле­ду­ю­щей за­да­чи, да­же ес­ли вы­пол­не­ния ожи­да­ют де­сят­ки или да­же сот­ни за­дач. Вы­пол­нен­ная за­да­ча - по­вод сде­лать оста­нов­ку и се­бя воз­на­гра­дить се­бя! "Ка­кой я мо­ло­дец!".
  • Нач­ни­те за­ме­чать ко­гда вы го­во­ри­те "я по­ста­ра­юсь" или "я по­про­бую" и за­ме­няй­те на что-то, име­ю­щее ко­неч­ную цель, на­при­мер, "я сде­лаю" или "я вы­пол­ню".
  • Нач­ни­те раз­ли­чать вы­пол­ни­мые и невы­пол­ни­мые за­да­чи, и ес­ли за­да­ча невы­пол­ни­ма или для то­го чтобы ее вы­пол­нить - при­дет­ся ра­бо­тать на из­нос, а по­сле вы­пол­не­ния - за­бо­леть - то сто­ит за­ду­мать­ся: а есть ли в этом смысл, нуж­на ли вам эта за­да­ча це­ной ва­ше­го здо­ро­вья?
  • От­ка­зы­вай­тесь от невы­пол­ни­мых за­дач до то­го как взя­лись за них, и да­же ес­ли уже взя­лись и ви­ди­те что эта за­да­ча в эти сро­ки невы­пол­ни­ма - от­ка­зы­вай­тесь от нее или сдви­гай­те сро­ки или ищи­те спо­соб по­мочь се­бе, на­при­мер, де­ле­ги­руй­те.

Автор: психолог

Если эта статья была полезной для вас - подписывайтесь на мою рассылку, в которой я буду делиться новыми статьями!

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Подпишитесь

С помощью формы ниже вы можете подписаться на новые статьи и информацию о мероприятиях:

Комментарии ()