Что такое Психологическая игра?

Психолог Евгений Корчмарек logo
Что такое Психологическая игра?

Пси­хо­ло­ги­че­ская иг­ра - это од­на из ос­нов­ных тео­рий тран­закт­но­го ана­ли­за, ко­то­рая ба­зи­ру­ет­ся на двух дру­гих тео­ри­ях: тео­рии эго-со­сто­ни­ий: Ро­ди­тель, Взрос­лый и Ре­бе­нок - и тео­рии Тран­зак­ций.

По­это­му да­вай­те сна­ча­ла крат­ко по­зна­ко­мим­ся с эти­ми тео­ри­я­ми, а по­том уже вер­нем­ся к по­ня­тию пси­хо­ло­ги­че­ской иг­ры.

Ро­ди­тель, Взрос­лый, Ре­бе­нок - тео­рия эго-со­сто­я­ний

Эго-со­сто­я­ние - это на­бор мыс­лей, чувств и по­ве­ден­че­ских ре­ак­ций. В каж­дый мо­мент вре­ме­ни мы на­хо­дим­ся в од­ном из трех эго-со­сто­я­ни­ях: Ро­ди­тель, Взрос­лый и Ре­бе­нок. Для здо­ро­вой и сба­лан­си­ро­ван­ной лич­но­сти нуж­ны все три эго-со­сто­я­ния.

Для то­го чтобы от­де­лить эго-со­сто­я­ния от ре­аль­ных ро­ди­те­лей или де­тей, ко­гда речь идет об эго-со­сто­я­ни­ях, их пи­шут с боль­шой бук­вы или со сло­вом "внут­рен­ний": внут­рен­ний Ро­ди­тель, внут­рен­ний Взрос­лый и внут­рен­ний Ре­бе­нок

Ро­ди­тель – это на­бор чувств, мыс­лей и об­раз­цов по­ве­де­ния, ко­то­рые мы с са­мо­го ран­не­го дет­ства ко­пи­ро­ва­ли у на­ших ро­ди­те­лей и дру­гих зна­чи­мых для нас взрос­лых. Ро­ди­тель скла­ды­ва­ет­ся как из всех убеж­де­ний, эмо­ций и схем по­ве­де­ния, ко­то­рые мы вы­бра­ли для встра­и­ва­ния у сво­их ре­аль­ных ро­ди­те­лей, так и из Ро­ди­те­ля, ко­то­ро­го мы со­зда­ем для се­бя и про­дол­жа­ет со­зда­вать всю жизнь. Взрос­лый - это на­ша осо­знан­ность, наш внут­рен­ний ком­пью­тер, ве­ду­щая се­бя без­эмо­цио­наль­но. Внут­рен­ний взрос­лый неза­ви­сим от на­ших пе­ре­жи­ва­ний: будь то за­прет че­го-то на­шим Ро­ди­те­лем или бес­по­кой­ство Ре­бён­ка, - по­мо­га­ет нам в слож­ных жиз­нен­ных си­ту­а­ци­ях при­ни­мать те ре­ше­ния, ко­то­рые поз­во­ля­ют нам пол­но­стью их раз­ре­шить.

Ре­бё­нок – это та часть че­ло­ве­ка, ко­то­рая ду­ма­ет, чув­ству­ет и ве­дет се­бя так, как он вел се­бя в дет­стве.

Тран­зак­ции

Тран­зак­ция - еди­ни­ца об­ще­ния меж­ду дву­мя людь­ми, ком­му­ни­ка­тив­ный факт. Тран­зак­ция со­сто­ит из сти­му­ла, ис­хо­дя­ще­го от од­но­го че­ло­ве­ка, и ре­ак­ции, сле­ду­ю­щей от дру­го­го. Ре­ак­ция в свою оче­редь ста­но­вит­ся но­вым сти­му­лом для пер­во­го участ­ни­ка и тре­бу­ет от­ве­та.

Ти­пы тран­зак­ции

Тран­сак­ции мо­гут быть па­рал­лель­ны­ми и пе­ре­се­ка­ю­щи­ми­ся.

Па­рал­лель­ные (до­пол­ни­тель­ные) тран­сак­ции про­ис­хо­дят в есте­ствен­ном рус­ле здо­ро­вых вза­и­мо­от­но­ше­ний и ле­жат в ос­но­ве глад­ко про­те­ка­ю­ще­го вза­и­мо­дей­ствия.

Пе­ре­се­ка­ю­щи­е­ся тран­сак­ции при­во­дят к раз­ры­вам ком­му­ни­ка­ции. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной и наи­бо­лее небла­го­при­ят­ной в плане про­дол­же­ния ком­му­ни­ка­ции яв­ля­ет­ся си­ту­а­ция, ко­гда Взрос­лый од­но­го об­ра­ща­ет­ся к Взрос­ло­му дру­го­го, а этот дру­гой ре­а­ги­ру­ет в ли­це сво­е­го Ро­ди­те­ля на Ре­бен­ка ини­ци­а­то­ра вза­и­мо­дей­ствия.


Тран­зак­ция бы­ва­ют яв­ны­ми и скры­ты­ми. Вы­ше бы­ли опи­са­ны яв­ные тран­зак­ции.

Скры­тые тран­зак­ции - это шиф­ров­ка, сек­рет, по край­ней ме­ре для эго-со­сто­я­ния Взрос­лый.

Пси­хо­ло­ги­че­ская иг­ра

Пси­хо­ло­ги­че­ская иг­ра - это се­рия тран­зак­ций, ко­то­рая за­кан­чи­ва­ет­ся, по мень­шей ме­ре, тем, что один из иг­ро­ков чув­ству­ет се­бя уязв­лен­ным, за­де­тым.

Иг­ра пред­став­ля­ет со­бой по­вто­ря­ю­щий­ся об­ра­зец по­ве­де­ния. Че­ло­век иг­ра­ет в од­ну и ту же иг­ру мно­го раз.

Иг­ра на­чи­на­ет­ся с по­мо­щью пря­мо­го сти­му­ла. Этот сти­мул со­дер­жит так­же сек­рет­ное или скры­тое со­об­ще­ние. От­вет на это сек­рет­ное со­об­ще­ние да­ет­ся от­кры­то. В кон­це иг­ры иг­рок по­лу­ча­ет рас­пла­ту - он несчаст­лив, и ему боль­но.

Взрос­лый иг­ро­ка не осо­зна­ет всю по­сле­до­ва­тель­ность тран­зак­ций.

При­мер иг­ры

  • Пря­мой сти­мул (Муж жене: "Я по­кра­шу зад­нее крыль­цо").
  • Сек­рет­ное со­об­ще­ние (Муж от­кла­ды­ва­ет по­крас­ку: "Про­дол­жай "пи­лить" ме­ня").
  • От­вет на сек­рет­ное со­об­ще­ние (Же­на: "По­че­му ты до сих пор не по­кра­сил крыль­цо? ").
  • Рас­пла­та. Муж злит­ся, гру­стит, бес­по­ко­ит­ся, чув­ству­ет се­бя ви­но­ва­тым и, та­ким об­ра­зом, мол­ча да­ет се­бе и дру­гим оцен­ку, ко­то­рая укреп­ля­ет его жиз­нен­ную по­зи­цию: "Я злюсь. Она все­гда ме­ня кри­ти­ку­ет. По­жа­луй, мне ни­ко­гда не уго­дить ей".

Каж­дый участ­ник иг­ры по­лу­ча­ет свою рас­пла­ту и эта рас­пла­та яв­ля­ет­ся по­вто­ре­ни­ем важ­ных неокон­чен­ных в про­шлом дел.

Гар­ри, Джордж и Джем иг­ра­ют в аб­со­лют­но иден­тич­ную иг­ру: они все­гда опаз­ды­ва­ют на зва­ные ужи­ны, и их все­гда ру­га­ют за это. Гар­ри гру­стит и го­во­рит се­бе: "У дру­гих все по­лу­ча­ет­ся луч­ше, чем у ме­ня" и "Я все де­лаю не так". Джордж злит­ся и го­во­рит се­бе: "Ну и дру­зья, так кри­ти­ко­вать ме­ня" и "Луч­ше бы я про­вел этот ве­чер один". Джем бес­по­ко­ит­ся и го­во­рит се­бе: "Они, на­вер­ное, по­ду­ма­ли, что я со­всем пло­хая" и "Я веч­но все пу­таю ...ин­те­рес­но, что же я на­де­лаю в сле­ду­ющий раз?"

То есть из од­ной и той же си­ту­а­ции - каж­дый де­ла­ет свой вы­вод, ос­но­ван­ный на его про­шлом и его дет­ских ре­ше­ния (по­дроб­нее о дет­ский ре­ше­ни­ях смот­ри­те в мо­ей ста­тье: Что та­кое "дет­ские ре­ше­ния" в пси­хо­ло­гии и как они вли­я­ют на ва­шу жизнь?)

Опоз­да­ние или объ­яс­не­ние опоз­да­ния - это пря­мой сти­мул. Сек­рет­ное со­об­ще­ние - "Кри­ти­куй­те ме­ня". Дру­гие кри­ти­ку­ют. Рас­пла­той яв­ля­ет­ся то, что каж­дый иг­рок чув­ству­ет и ду­ма­ет о се­бе и дру­гих. Все это про­ис­хо­дит за пре­де­ла­ми Взрос­ло­го осо­зна­ния. Это зна­чит, что все трое иг­ро­ков не зна­ют, что цель их опоз­да­ния - по­лу­чить в от­вет кри­ти­ку и чув­ство­вать то, что они в ре­зуль­та­те по­чув­ство­ва­ли. Они не зна­ют, что вос­со­зда­ют в на­сто­я­щем сце­ны, на са­мом де­ле яв­ля­ю­щи­е­ся по­вто­ре­ни­ем неза­кон­чен­ных сцен в про­шлом. Гар­ри иг­рал в эту иг­ру с от­цом, Джем - с ма­те­рью, а Джордж по­вто­ря­ет иг­ру, в ко­то­рую иг­рал его отец со сво­ей же­ной, ма­те­рью Джор­джа.

Сти­вен Кар­п­ман изоб­рел для объ­яс­не­ния игр дра­ма­ти­че­ский треу­голь­ник (тре­уголь­ник Кар­п­ма­на). Он пред­ла­га­ет рас­смат­ри­вать иг­ру как пье­су с тре­мя ро­ля­ми: Пре­сле­до­ва­тель, Спа­са­тель и Жерт­ва.

"Дей­ствие" раз­во­ра­чи­ва­ет­ся, ког­да иг­ро­ки ме­ня­ют­ся ро­ля­ми. На­при­мер, в иг­ре На­силь­ник, вна­ча­ле иг­ры участ­ни­ки на­хо­дят­ся на по­зи­ции жерт­вы («По­мо­ги мне с ком­пью­те­ром») и спа­си­те­ля («Ко­неч­но, по­мо­гу»), а в мо­мент пе­ре­клю­че­ния жерт­ва пре­вра­ща­ет­ся в пре­сле­до­ва­те­ля (чув­ству­ет се­бя уязв­лен­ной, за­де­той: «Да, за ко­го ты ме­ня при­ни­ма­ешь?»), а спа­си­тель - в жерт­ву (чув­ству­ет недо­уме­ние, удив­ле­ние).

В иг­ре не обя­за­ны участ­во­вать ми­ни­мум двое иг­ро­ков. На­при­мер, иг­ра "По­те­рян­ные Клю­чи". Иг­рок мчит­ся к ма­шине, как буд­то стая вол­ков на­се­да­ет ему на пят­ки, и "вне­зап­но"... па­ни­ка! Клю­чи в ма­шине, дверь за­кры­та. "Ты, при­ду­рок, - го­во­рит он се­бе,— У те­бя все все­гда на­пе­ре­ко­сяк!" Он злит­ся, он рас­те­рян, он про­дол­жа­ет об­зы­вать се­бя с по­зи­ции Ро­ди­те­ля. В иг­ре ни­кто, кро­ме него, не участ­ву­ет, хо­тя в про­шлом, ко­неч­но, он иг­рал в "Иди­о­та" с ро­ди­те­ля­ми или кем-то еще. Это при­мер иг­ры с од­ной ро­лью - оди­ноч­ной иг­ры.

Неко­то­рые иг­ры опас­ны (иг­ры тре­тьей сте­пе­ни) и за­кан­чи­ва­ют­ся трав­мой, тю­рем­ным за­клю­че­ни­ем, пси­хи­ат­ри­че­ской боль­ни­цей или смер­тью. Ес­ли у пси­хо­ло­га воз­ни­ка­ет по­до­зре­ние, что кли­ент ве­дет по­доб­ную иг­ру, то он не поз­во­ля­ет до­ве­сти ее до кон­ца.

На­при­мер, во вре­мя скан­да­ла же­на бро­са­ет в сто­ро­ну му­жа (но не в него) тя­же­лые та­рел­ки: ес­ли она в ка­кой-то из скан­да­лов "про­мах­нет­ся" и по­па­дет в му­жа - то это мо­жет при­ве­сти к трав­ме му­жа: в этой си­ту­а­ции сле­ду­ет на­чать кон­тро­ли­ро­вать свое по­ве­де­ние и вме­сто то­го чтобы ки­дать та­рел­ки в му­жа, на­чать их, на­при­мер, бить об пол: это сни­зит сте­пень иг­ры.

Шан­таж

Непри­ят­ные чув­ства, ис­пы­ты­ва­е­мые людь­ми во вре­мя иг­ры, на­зы­ва­ют­ся шан­та­жом. Се­рия тран­зак­ций про­из­во­дит­ся, чтобы по­лу­чить распла­ту или шан­таж.

Эти чув­ства ис­поль­зу­ют­ся как по­пыт­ка из­ме­нить дру­гих. Ко­неч­но, ино­гда, ес­ли мы до­ста­точ­но силь­но стра­да­ем, лю­ди де­ла­ют то, что мы хо­тим. У каж­до­го из нас есть опыт то­го, как пе­чаль или гнев на ко­го-ни­будь - су­пру­га или су­пру­гу, ре­бен­ка, ро­ди­те­ля, на­чаль­ни­ка - за­ста­ви­ли это­го че­ло­ве­ка из­ме­нить свое по­ве­де­ние. Вы­мо­га­тель­ством мы на­зы­ва­ем ис­поль­зо­ва­ние шан­та­жа в це­лях из­ме­нить чье-ли­бо по­ве­де­ние.

Де­тей шан­та­жу учат ро­ди­те­ли. Мать или отец го­во­рит: "Ты ме­ня злишь, ко­гда хло­па­ешь две­рью", "Ты нер­ви­ру­ешь ме­ня сво­им сви­стом", "Я так бес­по­ко­юсь, ко­гда те­бя позд­но нет до­ма", "Я так счаст­ли­ва, ко­гда ты поль­зу­ешь­ся горш­ком". Так ре­бен­ку го­во­рят, что он несет от­вет­ствен­ность за ро­ди­тель­ские чув­ства. Ре­бе­нок рас­тет с ис­крен­ней ве­рой в то, что за­став­ля­ет лю­дей чув­ство­вать. А спра­ши­вал ли он се­бя, о чем они бес­по­ко­и­лись, из-за че­го нерв­ни­ча­ли и зли­лись до его по­яв­ле­ния на свет?

Шан­таж ис­поль­зу­ет­ся и по-дру­го­му. Ес­ли кто-то, на­при­мер, жи­вет по су­и­ци­даль­но­му сце­на­рию и од­на­жды ре­ша­ет, что убьет се­бя, "ес­ли де­ла пой­дут со­всем пло­хо", то он хра­нит свои от­ри­ца­тель­ные эмо­ции, со­би­ра­ет их, как буд­то это ку­по­ны на скид­ку (как в ма­га­зине: на­би­ра­ешь ку­по­ны и мо­жешь по­лу­чить ско­во­род­ку за пол­це­ны или бес­плат­но - так и тут - на­би­ра­ют­ся ку­по­ны - эмо­ции или мар­ки по Э.Бер­ну), и как толь­ко на­ко­пит их "до­ста­точ­ное" ко­ли­че­ство, мо­жет по­кон­чить с со­бой (ку­пить ско­во­род­ку).

Эти ку­по­ны или мар­ки мо­гут мно­жить­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Че­ло­век мо­жет иг­рать в иг­ры, в ко­то­рых по­лу­ча­ет пи­нок под зад и чув­ство уни­жен­но­сти; мо­жет ис­кать, что та­ко­го пло­хо­го про­ис­хо­дит в ми­ре, вро­де вой­ны в Си­рии или рас­ту­щей ин­фля­ции; мо­жет во­ро­чать­ся без сна в по­сте­ли, вспо­ми­ная все несча­стья, про­ис­хо­див­шие с ним в жиз­ни; вспо­ми­на­ет, что ма­ма его не лю­би­ла, а па­па ни­ко­гда не иг­рал с ним; мо­жет про­во­дить свое те­ра­пев­ти­че­ское вре­мя, вы­тас­ки­вая на свет бо­жий все бо­лее и бо­лее пе­чаль­ные вос­по­ми­на­ния. Чтобы чув­ство­вать се­бя до­ста­точ­но пе­чаль­ным, он мо­жет да­же на­при­ду­мать се­бе несча­стья. На­при­мер, во­об­ра­зить, что же­на ему из­ме­ня­ет, хо­тя ни­ка­ких то­му до­ка­за­тельств не име­ет­ся.

Од­на из це­лей те­ра­пии с по­мо­щью тран­закт­но­го ана­ли­за - по­мочь па­ци­ен­ту из­ба­вить­ся от шан­та­жа и за­ме­нить его хо­ро­ши­ми чув­ства­ми. Хро­ни­че­ски бес­по­кой­ные лю­ди за­ме­ня­ют бес­по­кой­ство на эн­ту­зи­азм. Хро­ни­че­ски ви­но­ва­тые учат­ся из­бав­лять­ся от ви­ны и на­сла­ждать­ся жиз­нью. Хро­ни­че­ски злые стре­мят­ся ис­поль­зо­вать гнев как пред­ло­же­ние к дей­ствию, а за­тем из­бав­лять­ся от него.

Ав­тор: Мал­ки­на-Пых

С уважением, психолог Евгений Корчмарек

Если эта статья была полезной для вас - подписывайтесь на мою рассылку, в которой я буду делиться новыми статьями!

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Подпишитесь

С помощью формы ниже вы можете подписаться на новые статьи и информацию о мероприятиях:

Комментарии ()