Внутриличностные конфликты в транзактном анализе

Психолог Евгений Корчмарек logo
Внутриличностные конфликты в транзактном анализе

Че­ло­век ба­лан­си­ру­ет на пе­ри­лах мо­ста Зо­ло­тые Во­ро­та ("мост са­мо­убийц" в Сан-Фран­цис­ко). Он го­во­рит се­бе: "Но ведь я не хо­чу уми­рать". Дру­гая же часть его го­во­рит: "Нет, хо­чу". По­ка он ба­лан­си­ру­ет на пе­ри­лах, не ре­ша­ясь ни бро­сить­ся вниз, ни спу­стить­ся на­зад, он на­хо­дит­ся в ту­пи­ке. Ес­ли он спрыгнет вниз, зна­чит он вы­шел из ту­пи­ка. Ес­ли он сой­дет вниз, на мост, ре­шив не уми­рать, он так­же, по край­ней ме­ре на вре­мя, вы­шел из ту­пи­ка на ули­цу жиз­ни. Он мо­жет упе­реть­ся в этот же ту­пик в бу­ду­щем, но сей­час он из него вы­брал­ся. (Вре­мен­ные ре­ше­ния нас не удо­вле­тво­ря­ют, так как обыч­но при­ни­ма­ют­ся Взрос­лым. Мы же ра­бо­та­ем над тем, чтобы Ре­бе­нок при­нял но­вое ре­ше­ние не уби­вать се­бя ни сей­час, ни в бу­ду­щем.)

В тран­закт­ном ана­ли­зе внут­рен­ний кон­фликт (или ту­пик) - это точ­ка, в ко­то­рой встре­ча­ют­ся две или боль­ше про­ти­во­по­лож­ных си­лы, точ­ка "сту­по­ра".

Ту­пи­ки де­лят­ся на три сте­пе­ни

Ту­пи­ки пер­вой сте­пе­ни

Ту­пи­ки пер­вой сте­пе­ни ос­но­ва­ны на об­рат­ном пред­пи­са­нии - это кон­фликт меж­ду Ро­ди­те­лем (Р2) и Ре­бен­ком (Д2 - Ди­тя). Об­рат­ное пред­пи­са­ние - это со­об­ще­ние ро­ди­тель­ско­го эго-со­сто­я­ния Ро­ди­тель (см. ста­тью "Как мы при­ни­ма­ли ре­ше­ния в дет­стве, ко­то­рым те­перь бес­со­зна­тель­но сле­ду­ем"). Ре­ше­ния, ко­то­рые ле­жат в ос­но­ве ту­пи­ка пер­вой сте­пе­ни при­ни­ма­ют­ся с по­мо­щью слов. Ту­пик пер­вой сте­пе­ни фор­ми­ру­ет­ся в воз­расте от 2 лет и стар­ше.

На­при­мер, отец го­во­рит сы­ну: "Каж­дую ра­бо­ту на­до вы­пол­нять на пять", "Все­гда де­лай на де­сять про­цен­тов боль­ше". То есть ро­ди­тель в жиз­ни по­сы­ла­ет из сво­е­го Ро­ди­те­ля со­об­ще­ние: "Ра­бо­тай усерд­но".

Ма­лень­кий маль­чик, стре­мя­щий­ся за­во­е­вать одоб­ре­ние от­ца, ре­ша­ет из со­сто­я­ния сво­е­го Ма­лень­ко­го Про­фес­со­ра (ран­ний Взрос­лый в Ре­бен­ке, В1) ра­бо­тать мно­го и тя­же­ло. Он ра­бо­та­ет как су­ма­сшед­ший до 55 лет и, не со­зна­вая то­го, все еще пы­та­ет­ся уго­дить сво­им ро­ди­те­лям. В 55 лет он ре­ша­ет сни­зить темп, по­это­му из сво­е­го Ро­ди­те­ля (Р2) он стро­ит пла­ны ра­бо­тать все­го лишь по 8 ча­сов 5 дней в неде­лю и каж­дый год ухо­дить в от­пуск на ме­сяц.

Ка­жет­ся, что че­ло­век вы­рвал­ся из ту­пи­ка, од­на­ко, при­ня­то­го его "ду­ма­ю­щим" Взрос­лым (В2) ре­ше­ния обыч­но бы­ва­ет недо­ста­точ­но. Как толь­ко он сни­жа­ет темп, у него на­чи­на­ют­ся го­лов­ные бо­ли, или же, на­чав иг­рать в гольф, он до­во­дит се­бя до из­не­мо­же­ния, про­хо­дя по 35 лу­нок в день. Едет ры­ба­чить, но вме­сто то­го, чтобы от­ды­хать, вска­ки­ва­ет на рас­све­те и весь день ме­чет­ся, пы­та­ясь вы­ло­вить всю ры­бу в пру­ду. Он все еще по­лу­ча­ет те же са­мые со­об­ще­ния от сво­е­го Ро­ди­те­ля и ра­бо­та­ет усерд­но, и до­би­ва­ет­ся успе­ха, и "де­ла­ет ра­бо­ту хо­ро­шо". Че­ло­век по-пре­жне­му в ту­пи­ке, по­то­му что не до­брал­ся до са­мо­го сво­е­го нут­ра и его Ре­бе­нок (Р2) не при­нял дру­го­го ре­ше­ния.

Те­ра­пия долж­на под­ве­сти па­ци­ен­та к то­му, чтобы тот вос­со­здал сце­ну из сво­е­го дет­ства, в ко­то­рой про­ти­во­сто­ит сво­е­му от­цу (ко­неч­но же, в во­об­ра­же­нии), смот­ря на него и го­во­ря ему, что не бу­дет боль­ше ра­бо­тать мно­го. Обыч­но че­ло­век пом­нит ре­аль­ную сце­ну и вновь пе­ре­жи­ва­ет эмо­ции, свя­зан­ные с ней.

На­при­мер, один из кли­ен­тов вспом­нил, как хо­тел за­пи­сать­ся в детс­кую Бейс­боль­ную ли­гу, а отец, вла­де­лец ма­лень­кой фер­мы, за­пре­тил ему, по­то­му что на­до бы­ло со­би­рать уро­жай ягод. Па­ци­ент мыс­лен­но вер­нул­ся в тот день и ска­зал от­цу, что бу­дет иг­рать в бейс­бол, несмот­ря на все за­пре­ты. Он боль­ше не бу­дет вка­лы­вать как про­кля­тый. Ска­зав это от­цу в пер­вый раз, он непро­из­воль­но втя­нул го­ло­ву в пле­чи, как буд­то ожи­дал от­цов­ской за­тре­щи­ны. Мы по­про­си­ли его ска­зать то же са­мое, но дру­ги­ми сло­ва­ми, а за­тем стать от­цом и от­ве­тить, как от­ве­тил бы, по его мне­нию, отец. Си­дя в от­цов­ском крес­ле, он (в ро­ли от­ца) ска­зал: "Не смей так со мной го­во­рить. По­шел вон в гру­зо­вик". За­тем, пе­ре­сев на свой стул, он сно­ва ска­зал от­цу, что бу­дет иг­рать в бейс­бол, а не ра­бо­тать, и что отец боль­ше не смо­жет при­чи­нить ему боль. За­тем он спро­сил от­ца, по­че­му тот ни­ко­гда не раз­ре­шал ему иг­рать, ко­гда он хо­тел, и в ро­ли от­ца от­ве­тил се­бе: "По­то­му что мы долж­ны есть, а я не мо­гу де­лать всю ра­бо­ту сам, и ес­ли ты не бу­дешь мне по­мо­гать, у нас не бу­дет еды". За­тем, сно­ва от сво­е­го име­ни, па­ци­ент ска­зал: "Да, рань­ше так все и бы­ло, но сей­час все из­ме­ни­лось. Я до­ста­точ­но за­ра­ба­ты­ваю, и мне не нуж­ны до­пол­ни­тель­ные за­ра­бот­ки". По­сле то­го, как его Ре­бе­нок при­нял но­вое ре­ше­ние, он смог при­нять и Взрос­лый план: "Я по­ступ­лю в Фил­динг (ин­сти­тут, пред­ла­га­ю­щий кан­ди­дат­скую про­грам­му) и со­кра­щу ча­сы част­ной прак­ти­ки, чтобы не ра­бо­тать с утра до ве­че­ра. Я мо­гу се­бе это поз­во­лить, ес­ли пе­ре­еду в бо­лее де­ше­вую квар­ти­ру и сме­ню свою ма­ши­ну на ме­нее ши­кар­ную".

Итак, ту­пик пер­вой сте­пе­ни - это от­вет на под­со­зна­тель­ное контр­пред­пи­са­ние. Ре­бе­нок из­на­чаль­но ре­ша­ет де­лать то, что ему при­ка­зы­ва­ет ро­ди­тель, на­при­мер, тя­же­ло тру­дить­ся, и мо­жет ощу­щать се­бя вполне ком­форт­но, по­ка он по­лу­ча­ет по­гла­жи­ва­ния за свою ра­бо­ту и не чувст­ву­ет, что она ме­ша­ет дру­гим сто­ро­нам жиз­ни. В мо­мент, ко­гда он хо­чет из­ме­нить­ся, ра­бо­тать мень­ше, он чув­ству­ет се­бя "неспо­соб­ным" что-ли­бо из­ме­нить, он за­го­ня­ет се­бя в ту­пик.

Чтобы вы­рвать­ся из ту­пи­ка, его Ре­бе­нок при­ни­ма­ет но­вое ре­ше­ние через его Взрос­ло­го.

Ту­пи­ки вто­рой сте­пе­ни

Ту­пи­ки вто­рой сте­пе­ни ос­но­ва­ны на пред­пи­са­нии - это кон­фликт меж­ду Ро­ди­те­лем в Ре­бен­ке (Р1) и Ре­бен­ком в Ре­бен­ке (Д1). Пред­пи­са­ние - это со­об­ще­ние ро­ди­тель­ско­го эго-со­сто­я­ния Ре­бе­нок (см. ста­тью "Как мы при­ни­ма­ли ре­ше­ния в дет­стве, ко­то­рым те­перь бес­со­зна­тель­но следуемПредписания и дет­ские ре­ше­ния"). Ре­ше­ния, ко­то­рые ле­жат в ос­но­ве ту­пи­ка вто­рой сте­пе­ни, при­ни­ма­ют­ся на ос­но­ве чувств, мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны про­стые сло­ва. Ту­пик вто­рой сте­пе­ни фор­ми­ру­ет­ся от 4 ме­ся­цев до 4 лет.

На­при­мер, Ро­ди­тель ро­ди­те­ля по­сы­ла­ет со­об­ще­ние "Мно­го ра­бо­тай" (ту­пик пер­вой сте­пе­ни), а Ре­бе­нок ро­ди­те­ля да­ет пред­пи­са­ние "Не будь ре­бен­ком". Ре­ше­ние кли­ен­та в этом слу­чае мо­жет ока­зать­ся сле­ду­ю­щим: "Я ни­ко­гда боль­ше не бу­ду ве­сти се­бя как ре­бе­нок".

Мно­гие из те­ра­пев­тов, ко­то­рых учи­ли и ле­чи­ли Гул­дин­ги, на­хо­ди­лись в дан­ном ту­пи­ке: они мно­го ра­бо­та­ли, ма­ло иг­ра­ли, а ко­гда иг­ра­ли, то их иг­ра бы­ла аб­со­лют­но непо­хо­жа на сво­бод­ную, спон­тан­ную, ре­бяч­ли­вую иг­ру тех лю­дей, ко­то­рые не при­ня­ли по­доб­но­го пред­пи­са­ния. Они да­же свой от­пуск умуд­ря­лись ис­поль­зо­вать для то­го, чтобы учить­ся у Гул­дин­гов на кур­сах. Та­кие кли­ен­ты мо­гут ре­шить через сво­е­го Взрос­ло­го ра­бо­тать не так мно­го и боль­ше иг­рать, но их иг­ра, ско­рее все­го, так и оста­нет­ся за­про­грам­ми­ро­ван­ной, а не сво­бод­ной.

Вы­ход из это­го ту­пи­ка вто­рой сте­пе­ни: меж­ду Ма­лень­ким про­фес­со­ром (ран­ним Взрос­лым в Ре­бен­ке, В1) и ро­ди­тель­ским Ре­бен­ком, став­шим ча­стью ран­не­го Ро­ди­те­ля (Ро­ди­те­лем в Ре­бен­ке, Р1) - тре­бу­ет боль­шей эмо­цио­наль­но­сти, не­же­ли вы­ход из ту­пи­ка пер­вой сте­пе­ни. Для успеш­но­го вы­хо­да па­ци­ент по­гру­жа­ет­ся в вос­по­ми­на­ния о сво­их ро­ди­те­лях: как они го­во­ри­ли, вы­гля­де­ли, чув­ство­ва­ли. Ча­сто раз­ни­ца за­клю­ча­ет­ся в ин­тен­сив­но­сти ро­ди­тель­ских чувств, ко­то­рые мо­гут быть бо­лее эмо­цио­наль­но на­г­ру­жен­ны­ми, чем в ту­пи­ке пер­вой сте­пе­ни.

Те­ра­певт со­зда­ет об­ста­нов­ку, в ко­то­рой па­ци­ент пе­ре­жи­ва­ет те же чув­ства, что и во вре­мя при­ня­тия пер­во­на­чаль­но­го ре­ше­ния. Па­ци­ент дол­жен на­хо­дить­ся в со­сто­я­нии Ре­бен­ка, а не Взрос­ло­го! Обыч­но это про­ис­хо­дит, ко­гда па­ци­ент по­гру­жа­ет­ся в сце­ну из ран­не­го дет­ства и не толь­ко ви­дит ме­сто и участ­ни­ков, но и пе­ре­жи­ва­ет за­но­во обу­ре­вав­шие то­гда его и осталь­ных уча­стни­ков чув­ства.

Диа­лог на­чи­на­ет­ся, ко­гда па­ци­ент опре­де­ля­ет свою цель: "Я в по­ряд­ке, ес­ли я иг­раю. Ес­ли я ве­ду се­бя по-дет­ски, я в по­ряд­ке. Ес­ли я сме­юсь и ра­ду­юсь, и воз­буж­ден, я в по­ряд­ке".

Диа­лог про­дол­жа­ет­ся, па­ци­ент по­пе­ре­мен­но ста­но­вит­ся то ро­ди­те­лем, дав­шим пред­пи­са­ние, то са­мим со­бой, пы­та­ю­щим­ся вы­брать­ся из ту­пи­ка. Ино­гда его Ро­ди­тель от­сту­па­ет быст­ро, и па­ци­ент дол­жен дви­гать­ся впе­ред и при­ни­мать но­вое ре­ше­ние пе­ред ли­цом нео­доб­ре­ния уже дру­гой ча­сти са­мо­го се­бя - Ро­ди­те­ля внут­ри Ре­бен­ка (Р1). Иной раз он встре­ча­ет одоб­ре­ние где-то в глу­бине се­бя - от встро­ен­но­го вто­ро­го ро­ди­те­ля или де­душ­ки, или от те­ра­пев­та. Ино­гда он вы­нуж­ден со­здать в се­бе но­во­го Ро­ди­те­ля, чтобы его Взрос­лый в Ре­бен­ке и Ро­ди­тель в Ре­бен­ке, на­ко­нец, до­го­во­ри­лись о при­ня­тии НОВОГО РЕШЕНИЯ и, в кон­це кон­цов, он го­во­рит, ве­рит и чув­ству­ет: "Я иг­раю, ре­бя­чусь, сме­юсь, на­сла­жда­юсь! Я как ре­бе­нок, и я в по­ряд­ке!".

Это непро­стая ра­бо­та. Она тре­бу­ет, чтобы те­ра­певт вни­ма­тель­но слу­шал и очень тща­тель­но про­ду­мы­вал об­ста­нов­ку. Это очень труд­но, ес­ли те­ра­певт ра­бо­та­ет с па­ци­ен­том один на один толь­ко час или два в неде­лю, и на­мно­го лег­че в груп­пах или на двух­днев­ных, недель­ных или ме­сяч­ных се­ми­на­рах.

Ту­пи­ки тре­тьей сте­пе­ни

Ту­пи­ки тре­тьей сте­пе­ни от­но­сят­ся к пер­вич­ным про­то­ко­лам, то есть они воз­ни­каю в ре­зуль­та­те очень ран­не­го опы­та, ино­гда да­же пре­на­таль­но­го - это ту­пик, в ко­то­ром па­ци­ент чув­ству­ет, что он все­гда был та­ким, ка­ким се­бя ощу­ща­ет. Ту­пик тре­тьей сте­пе­ни - это кон­фликт меж­ду Р0 и Д0, он фор­ми­ру­ет­ся до го­да.

На­при­мер, кли­ент, стра­да­ю­щий от де­прес­сии, мо­жет успеш­но вый­ти из ту­пи­ка вто­рой сте­пе­ни, за­но­во ре­шить не кон­чать жизнь са­мо­убий­ством, и да­же, весь­ма ве­ро­ят­но, по­кон­чить с де­прес­си­ей. Тем не ме­нее, он все еще мо­жет чув­ство­вать се­бя ник­чем­ным че­ло­ве­ком и утвер­ждать, что чув­ство­вал се­бя та­ким все­гда. Он не счи­та­ет свое ощу­ще­ние ре­зуль­та­том ро­ди­тель­ских пред­пи­са­ний и при­ня­то­го ре­ше­ния, он ду­ма­ет, что это - есте­ствен­ное по­ло­же­ние ве­щей. Да, он та­ким "ро­дил­ся"!

При су­щест­во­ва­нии ту­пи­ка тре­тьей сте­пе­ни пред­пи­са­ния бы­ли по­лу­че­ны кли­ен­том в та­ком ран­нем воз­расте и/или в нере­че­вой фор­ме, что он про­сто не осо­зна­ет их по­лу­че­ния. Та­ким об­ра­зом, вы­ход из ту­пи­ка вто­рой сте­пе­ни, до­сти­га­е­мый через диа­лог меж­ду Ре­бен­ком кли­ен­та и во­об­ра­жа­е­мым Ре­бен­ком ро­ди­те­ля кли­ен­та, не до­сти­га­ет кор­ней ту­пи­ка тре­тьей сте­пе­ни. Да­же несмот­ря на то, что мы зна­ем о том, что па­ци­ент по­лу­чил пред­пи­са­ние и вы­нес ре­ше­ние, сам он это­го не чув­ству­ет.

Итак, в этом слу­чае ре­ша­ю­щий диа­лог - это диа­лог меж­ду дву­мя сто­ро­на­ми его Ма­лень­ко­го Про­фес­со­ра (Взрос­лым в Ре­бен­ке, В1): адап­тив­но­го (при­спо­саб­ли­ва­ю­ще­го­ся) Ма­лень­ко­го Про­фес­со­ра и Ма­лень­ко­го Про­фес­со­ра сво­бод­но­го Ре­бен­ка, ко­то­рый мо­жет ин­ту­и­тив­но по­чув­ство­вать, как жить по-но­во­му. Ра­бо­та про­хо­дит стро­го меж­ду дву­мя сто­ро­на­ми Ре­бен­ка, при­чем в боль­шей сте­пе­ни в рам­ках двой­но­го мо­но­ло­га "Я-Я", неже­ли диа­ло­га "Я-Вы", ко­то­рый ве­дет­ся обыч­но при ра­бо­те над ту­пи­ка­ми пер­вой и вто­рой сте­пе­ни.

Еще раз по­вто­рим, что, на­хо­дясь в ту­пи­ках тре­тьей сте­пе­ни, кли­ент ве­рит, что он все­гда был упря­мым, злым, ник­чем­ным, неспо­соб­ным иг­рать; что он - че­ло­век про­ти­во­по­лож­но­го по­ла, тра­ги­че­ски ро­див­ший­ся не с тем те­лом. Для ра­бо­ты над дан­ны­ми ту­пи­ка­ми кли­ен­ту необ­хо­ди­мо при­ни­мать по­пе­ре­мен­но обе сто­ро­ны се­бя - "Я - муж­чи­на" и "Я - жен­щи­на" или "Я умею иг­рать" и "Я не умею и не бу­ду ни­ко­гда иг­рать" - по­ка он не по­чув­ству­ет энер­гию сво­е­го сво­бод­но­го Ре­бен­ка. Ко­гда че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет это но­вое ощу­ще­ние, на­при­мер, чув­ству­ет се­бя сто­я­щим че­ло­ве­ком, он по­зна­ет на­сла­жде­ние на­ча­ла из­ме­не­ний. Это мощ­ный, зо­ву­щий впе­ред опыт, по­лу­ча­е­мый кли­ен­том при при­ня­тии но­во­го ре­ше­ния - ре­ше­ния рас­стать­ся со сво­им ка­зав­шим­ся по­жиз­нен­ным ка­че­ством и на­чать чув­ство­вать сво­бо­ду и лич­ную неза­ви­си­мость.

Раз­ви­тие ту­пи­ков

Три сте­пе­ни ту­пи­ков раз­ви­ва­ют­ся в стро­гом по­ряд­ке, то есть ту­пи­ки бо­лее вы­со­кой сте­пе­ни по­кры­ва­ют­ся ту­пи­ка­ми бо­лее низ­кой.

На­при­мер:

Ту­пик тре­тьей сте­пе­ни: Бе­ре­мен­ность ма­те­ри Эн­д­рю про­те­ка­ла нор­маль­но, но он дол­жен был ро­дить­ся в рож­де­ствен­скую неде­лю, и чтобы док­то­ра и сест­ры име­ли воз­мож­ность на­хо­дить­ся до­ма в рож­де­ствен­скую ночь, ро­ды вы­зва­ли на 2 неде­ли рань­ше. Его ре­ак­ци­ей бы­ло (Д0) бы­ло на­си­лие над ор­га­низ­мом и боль при рож­де­нии. Ре­ак­ци­ей его ма­те­ри (P0), был ор­га­ни­че­ский гнев, по­дав­лен­ный в си­лу до­го­во­рен­но­сти с вра­ча­ми, за ко­то­рым по­сле­до­ва­ла дли­тель­ная по­сле­ро­до­вая де­прес­сия. Ор­га­ни­че­ский сдвиг Эн­д­рю (В0), ко­то­рый он озву­чил, став взрос­лым, был та­ков: "Все все­гда слу­ча­ет­ся слиш­ком ра­но, но мне при­хо­дит­ся это де­лать".

Ту­пик вто­рой сте­пе­ни: Пер­вые 4 го­да сво­ей жиз­ни Эн­д­рю был звез­дой в гла­зах сво­их ро­ди­те­лей. Они очень гор­ди­лись тем что их ре­бе­нок раз­ви­ва­ет­ся быст­рее сво­их сверст­ни­ков. Его ре­ак­ци­ей на это (Д1) был гнев, сме­шан­ный с де­прес­си­ей и от­ча­я­ни­ем. Гнев (из Д0) и де­прес­сия (из P0) бы­ли пря­мым вы­ра­же­ни­ем ту­пи­ка тре­тье­го уров­ня - от­ча­я­ние ста­ло бо­лее позд­ним про­яв­ле­ни­ем.

Но он быст­ро по­нял, что та­ким спо­со­бом он не смо­жет по­лу­чить по­гла­жи­ва­ния, ко­то­рые ему нуж­ны. Его мать впа­да­ла в еще боль­шую де­прес­сию, чем он, и отец, ко­то­рый все­гда мно­го улы­бал­ся, в этот мо­мент сер­дил­ся и го­во­рил нечто по­доб­ное: «Рас­ти, па­рень, и не рас­стра­и­вай ма­му».

Но с дру­гой сто­ро­ны, ко­гда Эн­д­рю вы­гля­дел счаст­ли­вым и вел се­бя стар­ше сво­их лет, они оба ап­ло­ди­ро­ва­ли: мать – по­то­му что чув­ство­ва­ла об­лег­че­ние от нераз­ре­шен­но­го ро­до­во­го кон­флик­та, а отец – по­то­му что маль­чик «рос» для сво­е­го от­ца. Эн­д­рю сде­лал сле­ду­ю­щий ос­но­ван­ный на чув­ствах вы­вод: "Я бу­ду счаст­ли­вым и хо­ро­шим (опе­ре­жая свой воз­раст), чтобы ра­до­вать их (и по­за­бо­тить­ся о се­бе)." Он ис­поль­зо­вал "сча­стье" сво­е­го от­ца как мо­дель.

Ту­пик пер­вой сте­пе­ни: Его жизнь тек­ла «счаст­ли­во», со­хра­няя свою сце­нар­ную окрас­ку. Он по­шел в шко­лу на год рань­ше осталь­ных и по­сту­пал в кол­ледж так ра­но, что по­тре­бо­ва­лось спе­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние на его за­чис­ле­ние.

Отец го­во­рил ему: «ста­рай­ся, и успех при­дет к те­бе»: он гор­дил­ся сы­ном. В то же вре­мя мать, от­бро­сив свою, став­шую к то­му вре­ме­ни хро­ни­че­ской, де­прес­сию, го­во­ри­ла: «Ты та­кой хо­ро­ший маль­чик!» К то­му вре­ме­ни он боль­шей ча­стью жил из сво­е­го Ро­ди­те­ли и Взрос­ло­го и недо­уме­вал, по­че­му та­кой успеш­ный че­ло­век дол­жен так му­чить­ся от бо­лей в же­луд­ке, миг­ре­ни – един­ствен­ны­ми пе­ре­жит­ка­ми сво­е­го Ре­бен­ка, ко­то­рые он поз­во­лял се­бе.

Он при­нял ре­ше­ния быть луч­шим во всем, что он де­ла­ет. Он об­ра­тил­ся за по­мо­щью в воз­расте 20-30 лет, ко­гда миг­ре­ни ста­ли ме­шать ему до­би­вать­ся успе­ха и быть на го­ло­ву вы­ше осталь­ных.

По­сле­до­ва­тель­ность раз­ви­тия ту­пи­ков

Как уже от­ме­ча­лось вы­ше, три уров­ня ту­пи­ков раз­ви­ва­ют­ся в стро­гом по­ряд­ке. В тех слу­ча­ях ко­гда вре­мя фор­ми­ро­ва­ния ту­пи­ков на­хо­дит­ся на пе­ре­се­че­нии двух уров­ней: ту­пи­ки тре­тье­го и вто­ро­го уров­ня пе­ре­се­ка­ют­ся в пе­ри­од от че­ты­рех ме­ся­цев до го­да, а вто­ро­го и пер­во­го уров­ня - от двух до че­ты­рех лет, то ту­пи­ки, раз­вив­ши­е­ся в эти пе­ри­о­ды, обыч­но за­тра­ги­ва­ют от­дель­ные, хо­тя и свя­зан­ные меж­ду со­бой ту­пи­ки на двух уров­нях. В на­ча­ле пе­ре­кры­ва­ю­ще­го­ся пе­ри­о­да эво­лю­ци­он­но бо­лее ран­ний ту­пик пре­об­ла­да­ет по зна­че­нию (тре­тий или вто­рой), в кон­це это­го пе­ри­о­да эво­лю­ци­он­но бо­лее ста­рый ту­пик пре­об­ла­да­ет по зна­че­нию (вто­рой или пер­вый), а меж­ду дву­мя край­но­стя­ми зна­че­ние двух уров­ней ту­пи­ка пре­бы­ва­ет в ба­лан­се или дис­ба­лан­се в за­ви­си­мо­сти от то­го, на­сколь­ко дли­тель­ным был этот пе­ре­кры­ва­ю­щий­ся пе­ри­од. При ра­бо­те с та­ки­ми ту­пи­ка­ми сле­ду­ет рас­смат­ри­вать оба уров­ня ту­пи­ков с це­лью до­сти­же­ния пол­но­го их ре­ше­ния.

Од­на­ко, встре­ча­ют­ся ис­клю­че­ния из свя­зи сте­пе­ни ту­пи­ка и воз­рас­та его фор­ми­ро­ва­ния. Преж­де все­го, лю­ди мо­гут быть так трав­ми­ро­ва­ны и/или так пе­ре­гру­же­ны в мо­мент фор­ми­ро­ва­ния ту­пи­ков, что их те­ку­щий уро­вень да­ет тол­чок к раз­ви­тию бо­лее ран­них уров­ней. Этот тип ре­ак­ции про­яв­ля­ет­ся в том, что раз­ви­ва­ет­ся бо­лее вы­со­кий уро­вень ту­пи­ка в та­ком воз­расте, ко­гда его раз­ви­тие в прин­ци­пе невоз­мож­но в си­лу стро­гой эво­лю­ци­он­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

На­при­мер, Стив в 7 лет по­пал в ава­рию. Он был силь­но на­пу­ган, по­лу­чил трав­мы и кри­чал ча­са­ми от бо­ли и стра­ха, как пла­кал бы мла­де­нец. Вме­сто раз­ви­тия ту­пи­ка пер­во­го уров­ня, у него сфор­ми­ро­вал­ся ту­пик тре­тье­го уров­ня, на ба­зе ко­то­ро­го у него сло­жи­лось мне­ние, что жизнь при­но­сит толь­ко страх и боль.

Осо­бен­но­сти ра­бо­ты с ту­пи­ка­ми раз­ных уров­ней

При ра­бо­те с ту­пи­ка­ми необ­хо­ди­мо по­ни­мать с ту­пи­ком ка­ко­го уров­ня ве­дет­ся ра­бо­та, так как ту­пи­ки тре­тье­го уров­ня обыч­но нераз­ре­ши­мы на пер­вом и вто­ром уров­нях, a ту­пи­ки вто­ро­го уров­ня не ре­ша­ют­ся на пер­вом уровне.

Осо­бое зна­че­ние необ­хо­ди­мо при­да­вать ощу­ще­ни­ям, свя­зан­ным с при­ня­ти­ем пер­во­на­чаль­но­го ре­ше­ния: В2 - кон­цеп­ту­аль­ный, свя­зан­ный со сло­ва­ми, В1 - свя­зан­ный с чув­ства­ми, В0 - свя­зан­ный с на­сто­я­щи­ми со­сто­я­ни­я­ми и энер­ги­ей.

На­при­мер, На­тан ра­бо­тал над ту­пи­ком двух­лет­не­го воз­рас­та (вто­рой уро­вень) и го­во­рил как про­фес­сор. По­сле то­го, как он снял оч­ки и по­сле 10 ми­нут­ных уго­во­ров: го­во­рить ма­ло, на­дуть гу­бы, топ­нуть но­гой и вы­ра­жать свои мыс­ли и чув­ства не сло­ва­ми, а го­ло­сом, - он до­стиг пол­но­го ре­ше­ния ту­пи­ка вто­ро­го уров­ня.

Опре­де­лен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки чет­ко по­ка­зы­ва­ют тип дей­ствий, ко­то­рые пред­при­мет че­ло­век для ре­ше­ния про­блем на каж­дом уровне ту­пи­ка, и ти­пы си­ту­а­ций, ко­то­рые до­ступ­ны его по­ни­ма­нию.

Лю­бое ис­поль­зо­ва­ние слов во вре­мя но­во­го про­жи­ва­ния ран­них сцен го­во­рит о том, что мы ве­дем ра­бо­ту с пер­вым или вто­рым уров­нем ту­пи­ка, а не с тре­тьим; длин­ные вы­ска­зы­ва­ния, и сла­бое вы­ра­же­ние чувств по­ка­зы­ва­ет, что мы ра­бо­та­ем с пер­вым, но не со вто­рым уров­нем ту­пи­ка, где долж­ны пре­об­ла­дать чув­ства и про­из­но­сит­ся со­всем ма­ло слов; a невоз­мож­ность от­ли­чить свое от чу­жо­го го­во­рит о том, что мы ра­бо­та­ем не с пер­вым, а с тре­тьим или, воз­мож­но, вто­рым уров­нем ту­пи­ка.

Ис­точ­ни­ки:
М. Гул­динг, Р. Гул­динг "Пси­хо­те­ра­пия но­во­го ре­ше­ния"
Мел­лор "Ту­пи­ки: эво­лю­ци­он­ный и струк­тур­ный ас­пек­ты"

С уважением, психолог Евгений Корчмарек

Если эта статья была полезной для вас - подписывайтесь на мою рассылку, в которой я буду делиться новыми статьями!

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Подпишитесь

С помощью формы ниже вы можете подписаться на новые статьи и информацию о мероприятиях:

Комментарии ()