Я попробую

Психолог Евгений Корчмарек logo
Я попробую

Ча­сто ли вы за­ме­ча­е­те та­кое, что про­си­те ко­го-то что-то сде­лать, а в от­вет слы­ши­те: я по­ста­ра­юсь, я по­пы­та­юсь, я по­про­бую или что-то в этом ду­хе? Мо­жет быть и вам кто-то ука­зы­вал на по­хо­жий ваш от­вет?

Как вы ду­ма­е­те, как фор­ми­ру­ет­ся та­кая мо­дель по­ве­де­ния?

При­чи­на та­ко­го по­ве­де­ния ча­сто ле­жит в дет­стве, в том, что ре­бен­ку да­ва­ли за­да­ния и не да­ва­ли воз­мож­но­сти от них от­ка­зать­ся, а так же не хва­ли­ли за то, что у него по­лу­чи­лось или за то что он сде­лал, так как это счи­та­лось са­мо со­бой ра­зу­ме­ю­щим­ся.

Бо­лее то­го, как толь­ко он до­де­лы­вал оче­ред­ное за­да­ние, ему да­ва­ли но­вое за­да­ние.

Как след­ствие, в ка­кой-то мо­мент ре­бе­нок по­нял, что бес­смыс­лен­но до­де­лы­вать де­ла до кон­ца: на­до на­обо­рот де­лать их как мож­но доль­ше и со­зда­вать ими­та­цию бур­ной де­я­тель­но­сти - это поз­во­лит не силь­но на­пря­гать­ся, а так­же не при­ве­дет к но­вым за­да­ни­ям.

Од­на­ко, ко­гда дан­ный ре­бе­нок вы­рас­та­ет - дан­ная осо­бен­ность ста­но­вит­ся кам­нем пре­ткно­ве­ния в его ка­рье­ре - ведь та­кие со­труд­ни­ки - это бич для ор­га­ни­за­ции: они ни­ко­гда не до­де­лы­ва­ют де­ла до кон­ца, по ним не по­нят­но - сде­ла­ют они за­да­ние или не сде­ла­ют (и ча­ще не сде­ла­ют или сде­ла­ют с "ко­ся­ка­ми"), при этом по лю­бо­му за­да­нию со­зда­ют ви­ди­мость бур­ной де­я­тель­но­сти.

Та­кое по­ве­де­ние в тран­закт­ном ана­ли­зе на­зы­ва­ет­ся ми­ни-сце­на­ри­ем (драй­ве­ром) "Пы­тай­ся".

Что же де­лать, ес­ли вы зна­е­те та­кую осо­бен­ность за со­бой?

Да­вай­те еще раз вспом­ним осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния драй­ве­ра "Пы­тай­ся":

  1. От­сут­ствие воз­мож­но­сти ска­зать "нет" на ка­кое-ли­бо за­да­ние,
  2. От­сут­ствие по­хва­лы по­сле вы­пол­не­ние за­да­ния,
  3. От­сут­ствие "за­слу­жен­но­го от­ды­ха" меж­ду за­да­ни­я­ми,
  4. Ими­та­ция бур­ной де­я­тель­но­сти (ИБД).

От­сю­да сле­ду­ет то, че­му необ­хо­ди­мо се­бя на­учить, чтобы вам бо­лее не нуж­но бы­ло поль­зо­вать­ся драй­ве­ром "Пы­тай­ся":

  1. На­учить­ся го­во­рить "нет/не хо­чу" на то или иное ме­ро­при­я­тие или за­да­ние,
  2. На­учить­ся хва­лить се­бя да­же за са­мые ма­лень­кие свер­ше­ния: сде­ла­ли неболь­шую за­да­чу - по­хва­ли­ли се­бя: при­чем это мо­жет быть да­же за­да­ча ви­да "за­дать во­прос то­му-то или то­му-то", "схо­дить в ма­га­зин" или "при­го­то­вить ужин" - по­хва­ли­те се­бя, не счи­тай­те это "са­мой со­бой ра­зу­ме­ю­щим­ся".
  3. Раз­ре­шай­те се­бе от­дых по­сле вы­пол­не­ния за­да­ния, осо­бен­но ес­ли это ка­кая-то боль­шая за­да­ча, на­при­мер, вы сде­ла­ли убор­ку на кухне - поз­воль­те се­бе от­дых!
  4. Ими­та­ция бур­ной де­я­тель­но­сти - это след­ствие неуме­ния го­во­рить "нет/не хо­чу" ка­кой-ли­бо за­да­че или от­сут­ствия от­ды­ха по­сле преды­ду­щей за­да­чи. По­это­му, ес­ли вы за­ме­ти­ли за со­бой про­яв­ле­ния ИБД, то вер­ни­тесь к пунк­там 1 или 3.

Автор: психолог

Если эта статья была полезной для вас - подписывайтесь на мою рассылку, в которой я буду делиться новыми статьями!

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Подпишитесь

С помощью формы ниже вы можете подписаться на новые статьи и информацию о мероприятиях:

Комментарии ()