Какой вред, когда один из партнеров занимается сексом без желания?

Психолог Евгений Корчмарек logo
Какой вред, когда один из партнеров занимается сексом без желания? Какой вред, когда один из партнеров занимается сексом без желания?

От­но­ше­ния меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной, ко­гда жен­щи­на или муж­чи­на со­зна­тель­но, по убеж­де­нию идет в секс без же­ла­ния, яв­ля­ют­ся ток­сич­ны­ми и раз­ру­ша­ю­щи­ми для обо­их: и для муж­чи­ны и для жен­щи­ны.

Так как дан­ная ста­тья яв­ля­ет­ся от­ве­том на ком­мен­та­рии и за­ме­ча­ния к мо­ей преды­ду­щей ста­тье "Добровольное сексуальное насилие", сре­ди ко­то­рых бы­ло до­воль­но та­ких, ко­то­рые мож­но бы­ло бы крат­ко обо­зна­чить сле­ду­ю­щим об­ра­зом: ес­ли жен­щи­на хо­чет, чтобы муж­чи­на от нее не ушел к дру­гой – ей сто­ит де­лать над со­бой уси­лие и за­ни­мать­ся с ним сек­сом, да­же ес­ли ей это­го не хо­чет­ся. Та­ко­го же мне­ния при­дер­жи­ва­ют­ся, на сколь­ко я знаю, при­дер­жи­ва­ют­ся неко­то­рые тре­не­ры на по­пуляр­ных «жен­ских тре­нин­гах», а имен­но: ес­ли жен­щи­на хо­чет быть со «ста­тус­ным», с со­ци­аль­ной точ­ки зре­ния, муж­чи­ной - она долж­на де­лать все что он хо­чет, то есть по су­ти стать его сек­су­аль­ной ра­бы­ней, в об­мен по­лу­чая раз­лич­ные со­ци­аль­но зна­чи­мые пре­фе­рен­ции. По­это­му даль­ней­шая ста­тья бу­дет о той си­ту­а­ции, ко­гда в от­но­ше­ни­ях сек­са не хо­чет жен­щи­на, од­на­ко, те же са­мые вы­во­ды и ту же са­мую тео­рию мож­но при­ме­нить и к той си­ту­а­ции, ко­гда муж­чи­на не хо­чет сек­са и де­ла­ет над со­бой "уси­лие".

Для то­го чтобы по­яс­нить свою по­зи­цию и чтобы она не зву­ча­ла го­ло­слов­но, я пред­ла­гаю сна­ча­ла пе­рей­ти к тео­рии од­но­го из на­прав­ле­ний Тран­сакт­но­го ана­ли­за: шко­лы пас­сив­но­сти Шиф­фов (шко­лы пе­ре­ро­ди­тель­ство­ва­ния), ко­то­рые бы­ли пред­став­ле­ны Ааро­ном и Дже­ки Шифф в ста­тье «Пас­сив­ность» в 1971 го­ду (Aarron and Jacqui Schiffs “Passivity”).

В на­ча­ле я опи­шу тео­рию Шиф­фов о том, что на­зы­ва­ет­ся сим­би­о­зом (или сим­био­ти­че­ски­ми от­но­ше­ни­я­ми) в тран­сакт­ном ана­ли­зе, по­том при­ме­ню дан­ную тео­рию к те­ме ста­тьи, а в кон­це дам упраж­не­ние, ко­то­рую вы смо­же­те са­мо­сто­я­тель­но при­ме­нить, ес­ли сде­ла­е­те вы­вод о том, что вы сно­ва и сно­ва по­па­да­е­те в сим­био­ти­че­ские от­но­ше­ния.

СИМБИОЗ (СИМБИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ)

Сим­би­оз - нор­маль­ное усло­вие ораль­ной ста­дии раз­ви­тия ре­бен­ка. Он пе­ре­жи­ва­ет­ся ма­те­рью и мла­ден­цем, как сли­я­ние и раз­де­ле­ние их по­треб­но­стей. При­мер по­доб­но­го сим­би­о­за - мать, ко­то­рая креп­ко спит в шум­ной ком­на­те, но про­сы­па­ет­ся при ма­лей­шем бес­по­кой­стве сво­е­го ма­лы­ша. Ре­бе­нок, в свою оче­редь, не диф­фе­рен­ци­ру­ет ни се­бя, ни мать как от­дель­ные лич­но­сти, пе­ре­жи­ва­ет се­бя и мать как еди­ное це­лое (см. рис.1).

В про­цес­се ро­ста ре­бе­нок раз­ви­ва­ет соб­ствен­ные Ро­ди­тель­ское и Взрос­лое Эго-со­сто­я­ния (бо­лее по­дроб­но про эго-со­сто­я­ния см. в ста­тье "Теория Эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок") и по­сте­пен­но на­чи­на­ет ощу­щать се­бя и мать как раз­ные лич­но­сти, ко­то­рые са­мо­сто­я­тель­но чув­ству­ют, ду­ма­ют, вос­при­ни­ма­ют этот мир, име­ют свои по­треб­но­сти и дей­ству­ют неза­ви­си­мо друг от дру­га. Это ста­дия се­па­ра­ции-ин­ди­ви­ду­а­ции по M.Mahler. Та­ким об­ра­зом, функ­ции нор­маль­но­го сим­би­о­за - вы­жи­ва­ние мла­ден­ца в тот пе­ри­од, ко­гда он ре­аль­но бес­по­мо­щен и за­ви­сим от ма­те­ри, и раз­ви­тие соб­ствен­ных функ­ций кон­так­та с ре­аль­но­стью (Взрос­лый) и обес­пе­че­ния без­опас­но­сти (Ро­ди­тель).

Сим­био­ти­че­ские от­но­ше­ния в па­ре Сим­био­ти­че­ские от­но­ше­ния в па­ре

Рис. 1. При­мер нор­маль­но­го сим­би­о­за, где Взрос­лый и По­зи­тив­ный Ро­ди­тель ма­те­ри спо­соб­ны обес­пе­чи­вать без­опас­ность ре­бен­ка, Ро­ди­тель­ское и Взрос­лое Эго-со­сто­я­ния ко­то­ро­го недо­ста­точ­но раз­ви­ты для за­щи­ты са­мо­го се­бя и удо­вле­тво­ре­ния сво­их по­треб­но­стей. Дет­ское Эго-со­сто­я­ние ма­те­ри ак­тив­но вклю­че­но в про­цесс ком­му­ни­ка­ции с ре­бен­ком (по ти­пу: “Bay! Класс­но! Здесь ре­бе­нок, с ко­то­рым мож­но по­иг­рать!”).

На ри­сун­ке 2 пред­став­ле­на диа­грам­ма па­то­ло­ги­че­ских от­но­ше­ний, воз­ни­ка­ю­щих в ре­зуль­та­те на­ру­ше­ний в эту ста­дию раз­ви­тия ре­бен­ка. На­при­мер, это про­ис­хо­дит в си­ту­а­ции пре­не­бре­же­ния или без­от­вет­ствен­но­сти ма­те­ри. В этом слу­чае с ре­бен­ком вза­и­мо­дей­ству­ют нега­тив­ные сто­ро­ны ее Эго-со­сто­я­ний. Нега­тив­ный Кон­тро­ли­ру­ю­щий (Кри­ти­ку­ю­щий) Ро­ди­тель (или Пре­сле­до­ва­тель по тре­уголь­ни­ку Кар­п­ма­на) вме­сто по­зи­тив­но­го кон­тро­ля и обес­пе­че­ния гра­ниц без­опас­но­сти; пре­не­бре­га­ю­щий сво­и­ми обя­зан­но­стя­ми За­бот­ли­вый Ро­ди­тель или ги­пе­ро­пе­ка­ю­щий Нега­тив­ный За­бот­ли­вый Ро­ди­тель (Спа­си­тель). Нега­тив­ные Адап­тив­ный Ре­бе­нок (Жерт­ва) и Сво­бод­ный Ре­бе­нок, ко­то­рые ви­дят в но­вом ре­бен­ке угро­зу сво­е­му су­ще­ство­ва­нию.

Нега­тив­ная ха­рак­те­ри­сти­ка от­но­ше­ний в се­мье Нега­тив­ная ха­рак­те­ри­сти­ка от­но­ше­ний в се­мье

На­ру­ше­ние сим­био­ти­че­ской ста­дии раз­ви­тия ре­бен­ка при­во­дит к то­му, что па­то­ло­ги­че­ские пат­тер­ны ре­бе­нок усва­и­ва­ет и при­ме­ня­ет в сво­ей жиз­ни. Очень ча­сто в ин­ди­ви­ду­аль­ном со­зна­нии вы­жи­ва­ние лич­но­сти оста­ет­ся свя­зан­ным с нераз­ре­шен­ны­ми ас­пек­та­ми на­ру­шен­ных сим­био­ти­че­ских от­но­ше­ний. Чтобы удо­вле­тво­рить по­треб­но­сти, свя­зан­ные с сим­био­ти­че­ски­ми остат­ка­ми, лю­ди ищут сим­био­ти­че­ские от­но­ше­ния в по­сле­ду­ю­щей жиз­ни и дей­ству­ют в боль­шин­стве та­ким об­ра­зом, что и ко­гда-то в пер­вич­ных от­но­ше­ни­ях. Они за­бы­ва­ют, что им уже не пять, не три и не один год, что они взрос­лые лю­ди с дру­ги­ми воз­мож­но­стя­ми и ре­сур­са­ми, чем мла­ден­цы. Они ис­ка­жа­ют вос­при­я­тие ре­аль­но­сти в ин­те­ре­сах соб­ствен­ной кар­ти­ны ми­ра. Иные пат­тер­ны вос­при­я­тия и мыш­ле­ния угро­жа­ют раз­ва­лом при­выч­но­го ми­ра, в ко­то­ром че­ло­век уже осво­ил­ся и бо­лее или ме­нее при­спо­со­бил­ся и по­лу­ча­ет удо­вле­тво­ре­ние соб­ствен­ных по­треб­но­стей. Все, что про­ти­во­ре­чит сце­нар­ной кар­тине ми­ра лич­но­сти, пред­став­ля­ет угро­зу для вы­жи­ва­ния и по­это­му от­се­ка­ет­ся, иг­но­ри­ру­ет­ся.

Про­цесс со­хра­не­ния сце­нар­ной кар­ти­ны ми­ра про­ис­хо­дит пу­тем ис­ка­же­ния сиг­на­лов извне, ко­то­рые лю­ди ис­поль­зу­ют для под­дер­жа­ния усто­яв­ших­ся сце­нар­ных взгля­дов на са­мих се­бя, дру­гих лю­дей и окру­жа­ю­щий мир. Шиф­фы на­зы­ва­ют его пе­ре­опре­де­ле­ни­ем (redefining), мож­но так­же на­звать дан­ный ме­ха­низм – ме­ха­низ­мом про­ек­ции. Сим­би­оз яв­ля­ет­ся как пер­во­при­чи­ной, так и след­стви­ем пе­ре­опре­де­ле­ния. Цель и мо­ти­ва­ция под­дер­жа­ния сим­био­ти­че­ских от­но­ше­ний - удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей и вы­жи­ва­ние.

ВНУТРЕННИЙ МЕХАНИЗМ ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЯ

Име­ют­ся три ком­по­нен­та ме­ха­низ­ма пе­ре­опре­де­ле­ния: иг­но­ри­ро­ва­ние (обес­це­ни­ва­ние), гран­ди­оз­ность, на­ру­ше­ния мыш­ле­ния. При­сут­ствие лю­бо­го из этих ком­по­нен­тов яв­ля­ет­ся при­зна­ком пе­ре­опре­де­ле­ния.

Иг­но­ри­ро­ва­ние (обес­це­ни­ва­ние)

Иг­но­ри­ро­ва­ние вклю­ча­ет пре­умень­ше­ние вли­я­ния и зна­чи­мо­сти, а ино­гда и на­ли­чия неко­то­рых ас­пек­тов се­бя, дру­гих или ре­аль­ной си­ту­а­ции. Лич­ность, ко­то­рая обес­це­ни­ва­ет, ду­ма­ет или дей­ству­ет так, как ес­ли бы неко­то­рые ас­пек­ты ре­аль­но­сти бы­ли бы ме­нее зна­чи­мы, чем это есть на са­мом де­ле, а то и во­все от­сут­ство­ва­ли. Зна­чи­мость сти­му­лов неосо­знан­но пре­умень­ша­ет­ся в ин­те­ре­сах со­от­вет­ствия соб­ствен­ной кар­тине ми­ра. При этом под­креп­ля­ет­ся сце­нар­ные убеж­де­ния, про­иг­ры­ва­ют­ся иг­ры, уси­ли­ва­ют­ся сим­био­ти­че­ские вза­и­мо­от­но­ше­ния.

Иг­но­ри­ро­ва­ние (обес­це­ни­ва­ние) - это внут­рен­ний ме­ха­низм, ко­то­рый внешне опре­де­ля­ет­ся по сле­ду­ю­щим при­зна­кам:

  1. Че­ты­ре ви­да пас­сив­но­го по­ве­де­ния (см. ни­же);
  2. Скры­тые тран­сак­ции в иг­рах (см. "Психологические игры");
  3. Дей­ствия в од­ной из по­зи­ций дра­ма­ти­че­ско­го тре­уголь­ни­ка Кар­п­ма­на (Спа­си­тель-Пре­сле­до­ва­тель-Жерт­ва).

Эти три фак­то­ра - внеш­ние про­яв­ле­ния иг­но­ри­ро­ва­ния, они вклю­ча­ют иг­но­ри­ро­ва­ние, но са­ми по се­бе иг­но­ри­ро­ва­ни­ем (обес­це­ни­ва­ни­ем) не яв­ля­ют­ся.

Шиф­фы вы­де­ля­ют об­ла­сти, ти­пы и уров­ни иг­но­ри­ро­ва­ния (обес­це­ни­ва­ния):

  • Кли­ент мо­жет обес­це­ни­вать в лю­бой из трех об­ла­стей: обес­це­ни­ва­ние неко­то­рых ас­пек­тов се­бя, дру­гих или ре­аль­ной си­ту­а­ции.
  • К ти­пам обес­це­ни­ва­ния от­но­сят­ся обес­це­ни­ва­ние сти­му­ла, про­бле­мы или воз­мож­но­сти вы­бо­ра.
  • Шиф­фы вы­де­ля­ют 4 ти­па иг­но­ри­ро­ва­ния (обес­це­ни­ва­ния) про­бле­мы (сти­му­ла или вы­бо­ра):
    1. Иг­но­ри­ро­ва­ние на­ли­чия про­бле­мы (сти­му­ла, вы­бо­ра): на­при­мер, у ме­ня на ру­ке эк­зе­ма, но я "не ви­жу ее", не об­ра­щаю на нее вни­ма­ния.
    2. Иг­но­ри­ро­ва­ние зна­чи­мо­сти про­бле­мы (сти­му­ла, вы­бо­ра): у ме­ня на ру­ке эк­зе­ма, я смот­рю на нее и ду­маю: «Ни­че­го, это ско­ро са­мо прой­дет».
    3. Иг­но­ри­ро­ва­ние воз­мож­но­сти ре­ше­ния про­бле­мы (из­ме­не­ния сти­му­ла, вы­бо­ра): у ме­ня на ру­ке эк­зе­ма, я чув­ствую се­бя обес­по­ко­ен­ным, но ни­че­го не де­лаю, по­то­му что «нет ле­кар­ства, ко­то­рое вы­ле­чит это».
    4. Иг­но­ри­ро­ва­ние сво­их спо­соб­но­стей в ре­ше­нии про­бле­мы (из­ме­не­нии сти­му­ла, вы­би­рать): - у ме­ня на ру­ке эк­зе­ма, я чув­ствую се­бя обес­по­ко­ен­ным, но ни­че­го не де­лаю, по­то­му что «да­же ес­ли я пой­ду к вра­чам, я ни­че­го не мо­гу сде­лать».

На ри­сун­ке 4 пред­став­ле­на диа­грам­ма мат­ри­цы обес­це­ни­ва­ния. Счи­та­ет­ся, что обес­це­ни­ва­ние по ти­пу и уров­ню про­ис­хо­дит во вза­им­ном со­че­та­нии. Ес­ли вы обес­це­ни­ва­е­те на­ли­чие сти­му­ла (по­про­сту иг­но­ри­ру­е­те его, как, на­при­мер, ку­риль­щик свой ка­шель, или боль­ной сте­но­кар­ди­ей бо­ли в серд­це), то, зна­чит, вы обес­це­ни­ва­е­те и зна­чи­мость каш­ля (на­ли­чие про­бле­мы), воз­мож­ность дей­ство­вать как-то ина­че (бро­сить ку­рить, на­при­мер), и уж тем бо­лее лич­ные спо­соб­но­сти из­ме­нить сти­мул. Или мож­но при­зна­вать на­ли­чие сти­му­ла (“Да вот уже три ра­за в боль­ни­цу по­па­дал с брон­хи­том”), но обес­це­ни­вать его зна­чи­мость и на­ли­чие про­бле­мы (но ведь все каш­ля­ют, нет ку­риль­щи­ка, ко­то­рый бы не каш­лял).

Как на­ла­дить от­но­ше­ния с му­жем Как на­ла­дить от­но­ше­ния с му­жем

Гран­ди­оз­ность

Гран­ди­оз­ность - это це­ле­на­прав­лен­ное пре­уве­ли­че­ние, ха­рак­те­ри­зу­ю­щее соб­ствен­ную лич­ность, дру­гих или си­ту­а­ции. Цель это­го про­цес­са - оправ­да­ние сим­био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний, пас­сив­но­го по­ве­де­ния. Она ком­пен­си­ру­ет чув­ство неадек­ват­но­сти и обес­пе­чи­ва­ет оправ­да­ние для кли­ен­та, ко­то­рый тер­пит неуда­чу, или не до­сти­га­ет сво­их це­лей. Мыс­ли, ко­то­рые ле­жат в ос­но­ве гран­ди­оз­но­сти, ос­но­ва­ны на идее: “Но я же не мог ина­че” (Я ока­ме­нел от ис­пу­га. Я по­те­рял кон­троль. Мне на­столь­ко боль­но, что я не мо­гу ду­мать. Я был вне се­бя от зло­сти). То есть, кли­ент не бе­рет на се­бя от­вет­ствен­ность за свое по­ве­де­ние в зна­чи­мой си­ту­а­ции, а опи­сы­ва­ет си­ту­а­цию как от­вет­ствен­ную за его по­ве­де­ние. Это со­от­но­сит­ся с угро­зой сим­би­о­зу и, та­ким об­ра­зом, с вы­жи­ва­ни­ем и удо­вле­тво­ре­ни­ем по­треб­но­стей, как от­ме­ча­лось вы­ше. Гран­ди­оз­ность так­же яв­ля­ет­ся оправ­да­ни­ем для пе­ре­опре­де­ле­ния.

На­ру­ше­ния мыш­ле­ния

На­ру­ше­ния мыш­ле­ния при­ни­ма­ют фор­му сверх-де­та­ли­за­ции или свер­хо­боб­ще­ния, или же эти фор­мы мо­гут встре­чать­ся вме­сте. Спо­соб­ность сфо­ку­си­ро­вать­ся на спе­ци­фич­но­сти или общ­но­сти про­бле­мы необ­хо­ди­ма для че­ло­ве­ка, чтобы ре­а­ли­стич­но опре­де­лять про­бле­мы или воз­мож­но­сти. Ко­гда лю­ди сверх­де­та­ли­зи­ру­ют, бо­лее об­щие во­про­сы не мо­гут быть опре­де­ле­ны. Ко­гда лю­ди свер­хо­боб­ща­ют, они име­ют столь ши­ро­кий взгляд на во­прос, что де­та­ли, ко­то­рые мог­ли бы ре­а­ли­стич­но опре­де­лить про­бле­мы и воз­мож­но­сти, иг­но­ри­ру­ют­ся.

При­ме­ние опи­сан­ной вы­ше тео­рии к те­ме ста­тьи

Как те­перь при­ме­нить дан­ную тео­рию к те­ме ста­тьи, ко­гда муж­чи­на хо­чет сек­са, а жен­щи­на – нет, но она идет в секс, чтобы, на­при­мер, «не оби­деть» муж­чи­ну, или чтобы он не ушел к дру­гой и тд?

В слу­чае ес­ли ре­бе­нок вы­рос в ат­мо­сфе­ре Нега­тив­но­го Сим­би­о­за, то он обу­ча­ет­ся про­яв­лять се­бя через ро­ли тре­уголь­ни­ка Кар­п­ма­на: Нега­тив­ный Адап­тив­ный Ре­бе­нок (Жерт­ва) – Нега­тив­ный За­бот­ли­вый Ро­ди­тель (Спа­си­тель) – Нега­тив­ный Кон­тро­ли­ру­ю­щий (или Кри­ти­ку­ю­щий) Ро­ди­тель (Пре­сле­до­ва­тель, Агрес­сор).

Тре­уголь­ник Кар­п­ма­на в се­мье Тре­уголь­ник Кар­п­ма­на в се­мье

Что сле­ду­ет из опи­сан­ной вы­ше тео­рии в от­но­ше­нии к за­яв­лен­ной те­ме ста­тьи?

Ко­гда жен­щи­на со­гла­ша­ет­ся на секс с муж­чи­ной, ко­гда на са­мом де­ле она не хо­чет сек­са, чтобы «по­мочь ему» - она иг­но­ри­ру­ет (обес­це­ни­ва­ет) воз­мож­ность сво­е­го муж­чи­ны са­мо­му раз­ре­шить си­ту­а­цию и спра­вить­ся со сво­им же­ла­ни­ем: на­при­мер, на­учить­ся про­яв­лять вни­ма­ние жен­щине и пре­лю­ди­ям, чтобы жен­щи­на по-на­сто­я­ще­му воз­буж­да­лась пе­ред бли­зо­стью с ним, стать бо­лее чув­ству­ю­щим и эмо­цио­наль­но близ­ким жен­щине – ведь имен­но эмо­цио­наль­ная хо­лод­ность муж­чи­ны ча­сто яв­ля­ет­ся при­чи­ной то­го, что жен­щи­на пе­ре­ста­ет хо­теть сво­е­го муж­чи­ну, ли­бо, да­же, до­го­во­рить­ся с ней, на­при­мер, о сво­бод­ных от­но­ше­ни­ях, ли­бо же уй­ти к дру­гой жен­щине, ко­то­рая бу­дет его по-на­сто­я­ще­му хо­теть.

То есть жен­щи­на в дан­ном слу­чае иг­но­ри­ру­ет (обес­це­ни­ва­ет) спо­соб­ность сво­е­го муж­чи­ны спра­вить­ся со сво­им воз­буж­де­ни­ем из стра­ха ис­пор­тить (или по­те­рять) от­но­ше­ния с ним. Та­ким об­ра­зом, жен­щи­на про­яв­ля­ет­ся из эго-со­сто­я­ния Нега­тив­но­го За­бот­ли­во­го Ро­ди­те­ля (Спа­си­те­ля), а муж­чин, ко­гда при­ни­ма­ет та­кую сверх­за­бо­ту о се­бе – про­яв­ля­ет се­бя в ро­ли Нега­тив­но­го Адап­тив­но­го Ре­бен­ка (Жерт­вы).

На этом бы все и за­кон­чи­лось, ес­ли бы у тре­уголь­ни­ка Кар­п­ма­на не бы­ло бы та­кой осо­бен­но­сти, что ра­но или позд­но про­ис­хо­дит пе­ре­клю­че­ние ро­лей, то есть тот кто был Спа­си­те­лем (жен­щи­на) – пе­ре­клю­ча­ет­ся в Жерт­ву или Пре­сле­до­ва­те­ля, а тот кто был Жерт­вой (муж­чи­на) – в Спа­си­те­ля или Пре­сле­до­ва­те­ля, и дан­ное пе­ре­клю­че­ние бу­дет яв­лять­ся ста­ди­ей Пси­хо­ло­ги­че­ской иг­ры (см. "Психологические игры"), то есть по­сле пе­ре­клю­че­ния и муж­чи­на, и жен­щи­на по­лу­ча­ют свою сце­нар­ную рас­пла­ту – то есть по­вто­ре­ние трав­мы дет­ства.

В том чтобы опре­де­лить в ка­кую из ро­лей и ко­гда каж­дый из участ­ни­ков Пси­хо­ло­ги­че­ской иг­ры пе­ре­клю­ча­ет­ся, нам по­мо­жет таб­ли­ца чувств, ко­то­рые чув­ству­ют участ­ни­ки тре­уголь­ни­ка Кар­п­ма­на при пе­ре­клю­че­нии ро­лей (см. таб­ли­ца 1):

Тре­уголь­ник Кар­п­ма­на тест Тре­уголь­ник Кар­п­ма­на тест

При пе­ре­хо­де к сек­су жен­щи­на пе­ре­хо­дит из Спа­си­те­ля в Жерт­ву («я обя­за­на ему по­мочь»), а муж­чи­на пе­ре­хо­дит из Жерт­вы - в Пре­сле­до­ва­те­ля (Агрес­со­ра или На­силь­ни­ка, как я на­пи­сал в преды­ду­щей ста­тье: "Добровольное сексуальное насилие"), и то чув­ство недо­воль­ства сек­сом, ко­то­рое он бу­дет осо­знан­но или неосо­знан­ной ис­пы­ты­вать и как след­ствие чув­ство оби­ды и неспра­вед­ли­во­сти – бу­дет то­му под­твер­жде­ни­ем.

Ис­хо­дя из мо­е­го опы­та кон­суль­ти­ро­ва­ния, по­сле та­ко­го сек­са ча­сто про­ис­хо­дит по­втор­ное пе­ре­клю­че­ние ро­лей: муж­чи­на пе­ре­клю­ча­ет­ся из Пре­сле­до­ва­те­ля (Агрес­со­ра) в Жерт­ву и ис­пы­ты­ва­ет при этом чув­ство ви­ны, жен­щи­на же пе­ре­клю­ча­ет­ся из Жерт­вы в Агрес­со­ра и недо­воль­на тем что муж­чи­на не це­нить ее жерт­вен­но­сти по от­но­ше­нию к нему.

Вы­во­ды

Ис­хо­дя из опи­сан­ной вы­ше тео­рии, мож­но сде­лать од­но­знач­ный вы­вод, что под­дер­жа­ние по­доб­ных от­но­ше­ний не толь­ко не по­лез­но, но и вред­но для обо­их парт­не­ров, так как под­дер­жи­ва­ет каж­до­го из участ­ни­ков от­но­ше­ний в сво­ей дет­ской трав­ме, то есть по­доб­ные от­но­ше­ния яв­ля­ют­ся од­но­знач­но ток­сич­ны­ми.

Упраж­не­ние

Од­ной из цен­траль­ных травм, дер­жа­щих кли­ен­та в сим­би­о­зе, по мо­е­му опы­ту, ча­ще все­го яв­ля­ет­ся трав­ма непри­ня­тия его/ее ма­те­рью в мла­ден­че­стве, при этом трав­ма бы­ла по­лу­че­на в до­вер­баль­ный пе­ри­од, то есть на уровне те­ла, та­ким об­ра­зом по тер­ми­но­ло­гии тран­сакт­но­го ана­ли­за она яв­ля­ет­ся ту­пи­ком (внут­рен­ним кон­флик­том) вто­ро­го или тре­тье­го уров­ня (по­дроб­нее о ту­пи­ках или внут­рен­них кон­флик­тах – в ста­тье: "Внутриличностные конфликты в транзактном анализе").

По­это­му и по­мощь в дан­ной си­ту­а­ции сто­ит ока­зы­вать через те­ло: вам нуж­но дать ва­шей пси­хи­ке аль­тер­на­тив­ную ре­аль­ность, то есть ре­аль­ность ко­гда ма­ма при­ни­ма­ла вас. В даль­ней­шем упраж­не­нии нам по­мо­жет то, что для пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти не име­ет зна­че­ние: бы­ло ли то что мы бу­дем пред­ла­гать пси­хи­ке в ка­че­стве аль­тер­на­тив­ной ре­аль­но­сти - на са­мом де­ле или про­изо­шло в ис­кус­ствен­ных усло­ви­ях упраж­не­ния – важ­но лишь то эго-со­сто­я­ние, в ко­то­ром вы бу­де­те на­хо­дить­ся во вре­мя прак­ти­ки. По­это­му для это­го упраж­не­ния важ­но, чтобы при­ня­тие, так же как и от­вер­же­ние про­ис­хо­ди­ло на те­лес­ном уровне в до­вер­баль­ном эго-со­сто­я­нии, то есть со­сто­я­нии Ре­бен­ка в Ре­бен­ке или да­же бо­лее ран­нем со­сто­я­нии: Ран­не­го Ре­бен­ка в Ре­бен­ке.

Для дан­но­го упраж­не­ния вам необ­хо­ди­мо най­ти жен­щи­ну, лю­бо­го воз­рас­та, ко­то­рая со­гла­сит­ся дать вам жен­скую (ма­те­рин­скую) ини­ци­а­цию: то есть со­гла­сит­ся дать вам через ва­ше те­ло аль­тер­на­тив­ную ин­фор­ма­цию: «Я ра­да что ты ро­дил­ся, этот мир рад те­бе», то есть то, что вам не да­ла ва­ша ма­ма.

Так как это ту­пик вто­ро­го или тре­тье­го уров­ня, то вам необ­хо­ди­мо вы­брать жен­щи­ну, ко­то­рой вы бу­де­те без­мер­но до­ве­рять и ря­дом с ко­то­рой вы бу­де­те чув­ство­вать се­бя в мак­си­маль­ной без­опас­но­сти (на столь­ко, на сколь­ко это во­об­ще воз­мож­но).

Вам необ­хо­ди­мо до­го­во­рить­ся с ней и яв­но про­го­во­рить, что вы хо­те­ли бы чтобы она про­ве­ла для вас ини­ци­а­цию при­ня­тия ма­те­рью – она долж­на по­ни­мать ка­кую роль вы от нее жде­те – а это роль Взрос­ло­го и По­зи­тив­но­го Ро­ди­те­ля – то есть она долж­на дать вам чув­ство люб­ви, под­держ­ки и без­опас­но­сти.

Упраж­не­ние для са­мо­по­мо­щи вы­хо­да из сим­би­о­за

Вы с этой жен­щи­ной за­кры­ва­е­тесь в про­стран­стве, в ко­то­ром вас ни­кто не бу­дет бес­по­ко­ить на пол­ча­са-час. Вы ло­жи­тесь, и жен­щи­на гла­дит вас как мать гла­дит сво­е­го ре­бен­ка: неж­но, при­ни­ма­ю­ще, лю­бя­ще – да­вая ту лю­бовь и при­ня­тие, ко­то­рые вы не по­лу­чи­ли в дет­стве.

Ва­ша за­да­ча во вре­мя все­го упраж­не­ния: пред­став­лять се­бя мла­ден­цем на столь­ко ма­лень­ким, на сколь­ко это по­лу­чит­ся (чем мень­ше, тем бо­лее ран­нее эго-со­сто­я­ние у вас по­лу­чит­ся ак­ти­ви­ро­вать и на­пи­тать его по­зи­тив­ной за­бо­той, лю­бо­вью и при­ня­ти­ем) - и ви­зу­а­ли­зи­ро­вать, как вы от­прав­ля­е­те эти по­гла­жи­ва­ния здесь и те­перь то­му се­бе, в дет­стве, то­му мла­ден­цу, ко­то­рым вы бы­ли то­гда.

С по­мо­щью этой ви­зу­а­ли­за­ции вы бу­де­те по­мо­гать се­бе прой­ти ини­ци­а­цию при­ни­ма­ю­щей и лю­бя­щей ма­мой в том ран­нем дет­ском воз­расте, в ко­то­ром вы по­лу­чи­ли трав­му от­вер­же­ния, и на­пи­та­е­те се­бя ма­те­рин­ским теп­лом.

Если эта статья была полезной для вас - подписывайтесь на мою рассылку, в которой я буду делиться новыми статьями!

С уважением, психолог

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Подпишитесь

С помощью формы ниже вы можете подписаться на новые статьи и информацию о мероприятиях:

Комментарии ()