Что нас приводит в кабинет психолога?

Психолог Евгений Корчмарек logo
Что нас приводит в кабинет психолога?

В дет­стве у каж­до­го из нас бы­ли си­ту­а­ции, ко­гда ро­ди­те­ли бы­ли на­ми не до­воль­ны, не при­ни­ма­ли нас, го­во­ри­ли нам что-то вро­де "Маль­чи­ки не пла­чут" или "Хо­ро­шие де­воч­ки не де­рут­ся" и дру­гие пра­ви­ла по­ве­де­ния, ко­то­рые мы при­ня­ли и сле­ду­ем им до сих пор (да­же в тех слу­ча­ях, ко­гда мы бун­ту­ем про­тив них - мы все рав­но не сво­бод­ны от них).

И все эти за­пре­щен­ные эмо­ции и за­пре­щен­ные, но же­лан­ные дей­ствия ни­ку­да не де­лись - они за­стря­ли в на­шем те­ле в ви­де бло­ков и за­жи­мов.

Для че­го лю­ди при­хо­дят к пси­хо­ло­гу, на те­лес­ные прак­ти­ки (в том чис­ле те­лес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ная пси­хо­те­ра­пия) - что яв­ля­ет­ся их мо­ти­вом? - Дис­ком­форт - в пси­хи­ке и, как след­ствие - в те­ле.

А что про­ти­во­по­лож­но дис­ком­фор­ту? - Удо­воль­ствие! Един­ствен­ное ре­аль­ное удо­воль­ствие, ко­то­рое мы ис­пы­ты­ва­ем - это удо­воль­ствие, ко­то­рое со­дер­жит в се­бе те­лес­ный ком­по­нент, так как ес­ли у нас в са­мых при­ят­ных с со­ци­аль­ной точ­ки зре­ния мо­мен­тах те­ло за­жа­то, то оно не чув­ству­ет удо­воль­ствия - и мы то­же, на са­мом де­ле, не чув­ству­ем удо­воль­ствие в этот мо­мент, то есть ес­ли нам по­да­ри­ли са­мую дол­го­ждан­ную для нас вещь, а те­ло при этом на­пря­же­но, то ни­ка­ко­го ре­аль­но­го удо­воль­ствия мы не ис­пы­та­ем - мы лишь хо­лод­но ска­жем спа­си­бо, ли­бо сыми­ти­ру­ет удо­воль­ствие, мы не бу­дем счаст­ли­вы - и мо­жем да­же ре­шить, что мы ошиб­лись и не очень-то эту вещь хо­те­ли - и бу­дем хо­теть сле­ду­ю­щую вещь.

Что же та­кое удо­воль­ствие и дис­ком­форт с те­лес­ной точ­ки зре­ния?

Дис­ком­форт - это боль, спазм, за­ми­ра­ние, съе­жи­ва­ние, хо­лод, непо­движ­ность.
Удо­воль­ствие - это рас­слаб­ле­ние, дви­же­ние энер­гии, рас­ши­ре­ние.

Лю­бая эмо­ция - это по­ток энер­гии, и ес­ли мы чув­ству­ем эмо­цию и не про­яв­ля­ем ее - то на­ше те­ло вос­при­ни­ма­ет это как боль. При­чем, не важ­но ка­кая это эмо­ция - при­ят­ная или нет - ра­дость, пе­чаль, гнев или страх - ес­ли мы не про­яв­ля­ем ее - это при­во­дит к спаз­му в те­ле, при­во­дит к бо­ли, с ко­то­рой мы при­дем по­том к пси­хо­те­ра­пев­ту или на те­лес­ные прак­ти­ки. По­это­му важ­но учить­ся вы­ра­жать эмо­ции в тот мо­мент ко­гда они по­яв­ля­ют­ся - эко­ло­гич­ным спо­со­бом, то есть не на­ру­шая гра­ниц дру­гих лю­дей (в том чис­ле и злость).

В здо­ро­вом те­ле энер­гия те­чет сво­бод­но - и сво­бод­ное те­че­ние энер­гии - это удо­воль­ствие - на­при­мер, ор­газм, ко­гда энер­гия те­чет через все те­ло - имен­но по­это­му по­сле ор­газ­ма те­ло рас­слаб­лен­но. По­сле про­беж­ки, йо­ги, бас­сей­на и т.д. - те­ло луч­ше се­бя чув­ству­ет, в нем боль­ше удо­воль­ствия, боль­ше энер­гии - из-за то­го, что оно бо­лее рас­слаб­ле­но, в нем луч­ше дви­жет­ся энер­гия, чем до этой те­лес­ной прак­ти­ки.

К бо­ли при­во­дит за­стой энер­гии, ко­то­рый воз­ни­ка­ет из-за бло­ков, при­чи­ной ко­то­рых яв­ля­ют­ся мы­шеч­ные за­жи­мы, а при­чи­на мы­шеч­ных за­жи­мов - в невы­ра­жен­ных аутен­тич­ных эмо­ци­ях. На­при­мер, ре­бе­нок злит­ся и хо­чет уда­рить дру­го­го, а ему го­во­рят - драть­ся не хо­ро­шо - и он оста­нав­ли­ва­ет ру­ку, ко­то­рая хо­чет уда­рить: то есть про­ис­хо­дит 2 им­пуль­са - им­пульс в мыш­цах, ко­то­рые "участ­ву­ют" в уда­ре и в мыш­цах, ко­то­рые "оста­нав­ли­ва­ют" этот удар. И ес­ли та­кая си­ту­а­ция сдер­жи­ва­ния им­пуль­са уда­рить про­ис­хо­дит по­сто­ян­но, то мыш­цы "оста­нов­ки уда­ра" бу­дут на­хо­дить­ся в по­сто­ян­ном на­пря­же­нии, за­жи­ме, и этот за­жим пре­вра­ща­ет­ся в блок, через ко­то­рый энер­гия уже не бу­дет течь сво­бод­но. И как след­ствие че­ло­век из-за то­го что энер­гия в его ор­га­низ­ме не те­чет - чув­ству­ет упа­док сил, апа­тию, де­прес­сию, неже­ла­ние что-ли­бо де­лать. Од­на­ко воз­мо­жен и дру­гой путь в этой си­ту­а­ции - рэ­кет­ные чув­ства, на­при­мер, маль­чи­ку не раз­ре­ша­ли пла­кать, ко­гда он хо­тел за­пла­кать, сты­ди­ли его - у него по­яв­ля­ет­ся мы­шеч­ный за­жим в рай­оне глаз­ных мышц и за­тыл­ка - мышц, с по­мо­щью ко­то­рых он оста­нав­ли­вал им­пульс за­пла­кать - и те­перь, маль­чик вы­рос и в тех си­ту­а­ци­ях, ко­гда он хо­чет за­пла­кать - он кри­чит, он ис­пы­ты­ва­ет ярость, злость - рэ­кет­ные (не на­сто­я­щие, не аутен­тич­ные) ярость и злость, так как на­сто­я­щая, аутен­тич­ная эмо­ция в тех си­ту­а­ци­ях - пе­чаль.

Автор: психолог

Если эта статья была полезной для вас - подписывайтесь на мою рассылку, в которой я буду делиться новыми статьями!

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Подпишитесь

С помощью формы ниже вы можете подписаться на новые статьи:

Комментарии ()