Как выйти из внутреннего конфликта. Техника Юнга

Психолог Евгений Корчмарек logo
Как выйти из внутреннего конфликта. Техника Юнга

Чтобы пре­одо­леть внут­рен­ний кон­фликт (ту­пик) необ­хо­ди­мо вы­явить дет­ское ре­ше­ние о се­бе и о ми­ре, ко­то­рое ле­жит в ос­но­ве кон­флик­та и за­ме­нить его на "но­вое ре­ше­ние". По по­во­ду то­го что та­кое внут­рен­ние кон­флик­ты (ту­пи­ки) см. ста­тью: "Внутриличностные конфликты в транзактном анализе".

Ес­ли вы помни­те о ва­шем ста­ром ре­ше­нии, на­при­мер, ни­ко­гда не но­сить юбок и пла­тьев, то вы в лю­бой мо­мент мо­же­те из­ме­нить это ре­ше­ние и со спо­кой­ным серд­цем на­де­не­те пла­тье на важ­ное для вас ме­ро­при­я­тие, од­на­ко, ес­ли ста­рое ре­ше­ние вы при­ня­ли в дет­стве в эмо­цио­наль­но за­ря­жен­ной для вас си­ту­а­ции и на дан­ный мо­мент о нем уже не помни­те, то при об­ду­мы­ва­нии идеи на­деть пла­тье вы бес­со­зна­тель­но бу­де­те де­лать все чтобы не при­шлось его на­де­вать, так как внут­ри вас все сжи­ма­ет­ся и боль­ше не хо­чет­ся ид­ти это на ме­ро­при­я­тие.

То есть пе­ред на­ми ту­пик: с од­ной сто­ро­ны хо­чет­ся пой­ти на ме­ро­при­ят­ние, с дру­гой - на него необ­хо­ди­мо прид­ти имен­но в пла­тье, а вы при­ня­ли ре­ше­ние ни­ко­гда не но­сить юбок и пла­тьев.

При ра­бо­те с ту­пи­ка­ми пер­вое что необ­хо­ди­мо сде­лать - это вспом­нить ста­рое ре­ше­ние, ко­то­рое ле­жит в ос­но­ве ту­пи­ка.

И ес­ли ста­рое ре­ше­ние "ни­ко­гда не но­сить юбок и пла­тьев" ка­жет­ся ско­рее ко­мич­ным и мо­жет не силь­но ме­шать в жиз­ни, то ре­ше­ния ви­да "ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж" или "ни­ко­гда не иметь де­нег" кар­ди­наль­но вли­я­ют на об­раз ва­шей жиз­ни.

Осо­зна­ние ста­ро­го ре­ше­ния

При са­мо­сто­я­тель­ной ра­бо­те най­ти ста­рое ре­ше­ние мож­но с по­мо­щью опи­сан­ной ни­же ме­то­ди­ки «16 ас­со­ци­а­ций» К.Г.Юн­га к нуж­но­му по­ня­тию или си­ту­а­ции, ко­то­рая по­мо­га­ет обой­ти пси­хо­ло­ги­че­ские за­щи­ты, ко­то­рые убе­ре­га­ют на­ше со­зна­ние от непри­ят­ных и бо­лез­нен­ных мо­мен­тов, свя­зан­ных со ста­рым ре­ше­ни­ем.

Вам по­на­до­бит­ся лист бу­ма­ги со спе­ци­аль­ной таб­ли­цей, руч­ка и око­ло по­лу­ча­са сво­бод­но­го вре­ме­ни в ти­шине. Вы­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом: Описание картинки

Со­здай­те за­прос

Чтобы сде­лать ре­зуль­тат бо­лее глу­бо­ким — вы­пря­ми­те спи­ну, сде­лай­те па­ру глу­бо­ких вдо­хов и вы­до­хов и пе­ре­ве­ди­те вни­ма­ние внутрь, в низ жи­во­та.

Опи­ши­те сло­вом или сло­во­со­че­та­ни­ем за­труд­не­ние, ко­то­рое вас вол­ну­ет, или за­да­чу ре­ше­ние ко­то­рой улуч­шит ка­че­ство ва­шей жиз­ни в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве. Сфор­му­ли­руй­те ее од­ним сло­вом или ко­рот­ким сло­во­со­че­та­ни­ем. На­при­мер, вы ни­как не мо­же­те сесть за на­пи­са­ние ди­пло­ма — то­гда возь­ми­те сло­во «ди­плом». Ва­ша те­ку­щая ра­бо­та на­ча­ла вы­зы­вать нега­тив — возь­ми­те сло­во «ра­бо­та». Вы не мо­же­те най­ти спут­ни­ка жиз­ни для вза­им­ной люб­ви и со­зда­ния се­мьи - возь­ми­те сло­во «за­му­же­ство».

За­пи­ши­те в верх­ней ча­сти ли­ста сло­во или сло­во­со­че­та­ние, ко­то­рым вы опи­са­ли ва­ше за­труд­не­ние/за­да­чу.

Пер­вый этап

Вдох­ни­те-вы­дох­ни­те и по­смот­ри­те на на­пи­сан­ное сло­во. По­ду­май­те об этом по­ня­тии: как о том, что име­ет от­но­ше­ние лич­но к вам, и как об от­вле­чен­ном по­ня­тии.

А те­перь за­пи­ши­те в пер­вый стол­бец 16 ас­со­ци­а­ций к это­му сло­ву, ко­то­рые при­хо­дят к вам в го­ло­ву. От­пу­сти­те се­бя, за­пи­ши­те все сло­ва. Не вы­бра­сы­вай­те сло­во, да­же ес­ли оно ка­жет­ся вам непод­хо­дя­щим — раз оно при­шло к вам в го­ло­ву, зна­чит, это ва­ша ас­со­ци­а­ция. При­слу­ши­вай­тесь к се­бе — и к сво­е­му те­лу. Най­ден­ное сло­во или сло­во­со­че­та­ние вам от­кли­ка­ет­ся? Это имен­но оно — или мож­но сфор­му­ли­ро­вать точ­нее? Ис­поль­зуй­те су­ще­стви­тель­ные, гла­го­лы, на­ре­чия или ко­рот­кие сло­во­со­че­та­ния.

В пред­сто­я­щей ра­бо­те два пра­ви­ла: пер­вое — это чест­ность: чем чест­нее, чем ис­крен­нее вы бу­де­те с со­бой, тем бо­лее мощ­ный эф­фект по­лу­чи­те в ре­зуль­та­те, вто­рое пра­ви­ло — сло­ва не долж­ны по­вто­рять­ся: ес­ли ка­кое-то сло­во бу­дет воз­ни­кать в хо­де упраж­не­ния два или бо­лее раз, за­пи­ши­те его от­дель­но вни­зу стра­ни­цы. По­том я рас­ска­жу, что с ним сде­лать.

Вто­рой этап

По­сле то­го как за­по­ле­нен пер­вый стол­бец из 16 ас­со­ци­а­ций, на­чи­най­те ра­бо­тать со вто­рым столб­цом: в каж­дую строч­ку необ­хо­ди­мо за­пи­сать сло­во или сло­во­со­че­та­ние, ко­то­рое лич­но для вас объ­еди­ня­ет два сло­ва из пер­во­го столб­ца.

С каж­дой па­рой необ­хо­ди­мо ра­бо­тать от­дель­но, без при­вяз­ки к ос­нов­но­му сло­ву (то­му, ко­то­рое обо­зна­ча­ет ваш за­прос). Помни­те про внут­рен­нюю чест­ность? Ищи­те ту об­щую ас­со­ци­а­цию, ко­то­рая бу­дет имен­но ва­шей. При­слу­ши­вай­тесь к ощу­ще­ни­ям в те­ле, вы­пря­ми­те спи­ну, рас­слабь­те пле­чи, пе­ре­ве­ди­те вни­ма­ние в низ жи­во­та: по­чув­ствуй­те, ка­кие ощу­ще­ния в те­ле вы­зы­ва­ет пер­вое сло­во из па­ры? А те­перь — ка­кие ощу­ще­ния вы­зы­ва­ет вто­рое сло­во? Что об­ще­го меж­ду эти­ми ощу­ще­ни­я­ми? С чем они ас­со­ци­и­ру­ют­ся? Опи­ши­те это од­ним сло­вом или ко­рот­ким сло­во­со­че­та­ни­ем.

Ко­гда объ­еди­ня­ю­щая ас­со­ци­а­ция для па­ры слов на­шлась, при­слу­шай­тесь к се­бе и к сво­им ощу­ще­ни­ям в те­ле: это то са­мое сло­во? Или есть бо­лее точ­ное — имен­но для вас?

Тре­тий этап

Во вто­ром столб­це у вас по­лу­чи­лось во­семь слов. На­чи­най­те ра­бо­тать с тре­тьим столб­цом и по­вто­ри­те то же са­мое, что и во вто­ром эта­пе. Помни­те, что сло­ва не долж­ны по­вто­рять­ся (ес­ли сло­во по­вто­ря­ет­ся — за­пи­ши­те его вни­зу и ищи­те еще од­ну ас­со­ци­а­цию). Ищи­те имен­но ва­ши сло­ва.

Ко­гда у вас по­лу­чит­ся че­ты­ре сло­ва в тре­тьем столб­це, по­вто­ри­те то же са­мое с чет­вер­тым столб­цом. Об­ра­щай­те вни­ма­ние на воз­ни­ка­ю­щие ощу­ще­ния в те­ле и эмо­ции. Фик­си­руй­те их, как сто­рон­ний на­блю­да­тель, и про­дол­жай­те ра­бо­ту.

Те­перь объ­еди­ни­те по­лу­чив­ши­е­ся два сло­ва в од­но. Это по­след­нее сло­во и есть ва­ша глу­бин­ная ас­со­ци­а­ция, свя­зан­ная со ста­рым ре­ше­ни­ем.

Чет­вер­тый этап

По­смот­ри­те на финаль­ное сло­во и за­дай­те се­бе во­прос: мне ком­форт­но с та­кой глу­бин­ной ас­со­ци­а­ци­ей или нет? Ес­ли для ме­ня за­му­же­ство ас­со­ци­и­ру­ет­ся с де­прес­си­ей, то как это вли­я­ет на ме­ня и мои дей­ствия?

Финаль­ное сло­во мо­жет быть и по­зи­тив­ным — и то­гда оно мо­жет стать ре­сур­сом: той ас­со­ци­а­ци­ей и тем об­ра­зом, ко­то­рый при­да­ет вам сил и же­ла­ния дей­ство­вать.

Гля­дя на ре­зуль­та­ты ме­то­ди­ки, вы мо­же­те осо­знать, что вли­я­ет на ва­ше вос­при­я­тие и под­со­зна­тель­ное от­но­ше­ние к си­ту­а­ции. В боль­шин­стве слу­ча­ев ес­ли вы про­чув­ству­е­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во - вы вспом­ни­те и свое ста­рое ре­ше­ние. Ес­ли это­го не про­изо­шло, то по­вто­ри­те ме­то­ди­ку за­но­во, взявь по­лу­чив­шу­ю­ся глу­бин­ную ас­со­ци­а­цию в ка­че­стве сло­ва-за­про­са.

Ана­лиз ре­зуль­та­тов

Опре­де­ли­те нега­тив­ные и по­зи­тив­ные ас­со­ци­а­ции в каж­дом столб­це

Что обо­зна­ча­ет каж­дый из столб­цов?

Пер­вый (16 слов) — это сте­рео­ти­пы и убеж­де­ния, сфор­ми­ро­ван­ные в про­цес­се вос­пи­та­ния или под вли­я­ни­ем окру­же­ния и сре­ды.

Вто­рой (8 слов) — это мен­таль­ный уро­вень: под­со­зна­тель­ные мыс­ли.

Тре­тий (4 сло­ва) — уро­вень эмо­ций. Об­ра­ти­те от­дель­ное вни­ма­ние на эмо­цио­наль­ную окрас­ку каж­до­го из этих че­ты­рех слов.

Чет­вер­тый уро­вень (2 сло­ва) и финаль­ное сло­во со­став­ля­ют то, что на­зы­ва­ет­ся «тре­уголь­ни­ком ре­ше­ния».

Финаль­ное сло­во яв­ля­ет­ся глу­бин­ной ас­со­ци­а­ци­ей, а па­ра слов, из ко­то­рых оно по­яви­лось, мо­жет быть стра­те­ги­я­ми ре­ше­ния за­про­са или клю­че­вы­ми во­про­са­ми, ко­то­рые необ­хо­ди­мо ре­шить, или нести ин­фор­ма­цию о вы­бо­ре, ко­то­рый необ­хо­ди­мо сде­лать.

По­смот­ри­те, в ка­ком столб­це боль­ше нега­тив­ных ас­со­ци­а­ций? Что их вы­зва­ло? От­ку­да про­ис­те­ка­ют нега­тив­ные ас­со­ци­а­ции?

Что де­лать, ес­ли в хо­де упраж­не­ния ка­кое-то сло­во по­яв­ля­лось два ра­за или ча­ще?

На­при­мер, вы ра­бо­та­ли со сло­вом «день­ги», и у вас по­вто­ря­лось сло­во «си­ла». Ко­гда сло­во по­вто­ря­ет­ся, это озна­ча­ет, что за­пус­ка­е­мая им цепь ас­со­ци­а­ций ока­зы­ва­ет вли­я­ние на вос­при­я­тие ос­нов­но­го сло­ва (за­про­са). В при­ве­ден­ном при­ме­ре внут­рен­нее вос­при­я­тие си­лы вли­я­ет на от­но­ше­ние к день­гам.

Про­де­лай­те ме­то­ди­ку еще раз, но уже с этим (по­вто­ряв­шим­ся) сло­вом в ви­де за­про­са, и по­смот­ри­те на ре­зуль­та­ты.

Из­ме­не­ние ста­ро­го ре­ше­ния

Вы­черк­ни­те нега­тив­ные сло­ва и за­ме­ни­те их на по­зи­тив­ные. Эф­фект бу­дет силь­нее, ес­ли най­ти на на­шей кар­те «по­во­рот­ные точ­ки» (пер­вые нега­тив­ные сло­ва в го­ри­зон­таль­ной це­поч­ке), за­ме­нить их на по­зи­тив­ные и вы­ве­сти но­вые объ­еди­ня­ю­щие ас­со­ци­а­ции вплоть до за­ме­ны финаль­но­го сло­ва. Чем яр­че бу­дут по­зи­тив­ные об­ра­зы, чем при­ят­нее они бу­дут для нас (в том чис­ле те­лес­но — му­раш­ки, по­ка­лы­ва­ние, ощу­ще­ние сво­бо­ды в пле­чах и т.п.), тем силь­нее бу­дет эф­фект «пе­ре­за­пи­си».

Еще бо­лее мощ­ный эф­фект бу­дет, ес­ли пе­ред тем, как на­чать из­ме­нять ас­со­ци­а­ции, вы вой­де­те в ре­сурс­ное со­сто­я­ние (на­при­мер, с по­мо­щью ме­ди­та­ции).

По­смот­ри­те на по­зи­тив­ные ас­со­ци­а­ции и спро­си­те се­бя, не огра­ни­чи­ва­ют ли они вас? Что я имею в ви­ду: на­при­мер, вы ра­бо­та­ли с за­про­сом «день­ги» и по­лу­чи­ли в фина­ле сло­во «до­сти­же­ния» и ощу­ще­ние, что вот да, по­лу­че­ние де­нег для вас — при­зна­ние до­сти­же­ний, а до­сти­же­ния — при­но­сят до­ход… Но как еще мож­но по­лу­чать день­ги? Не упус­ка­е­те ли вы де­неж­ные по­дар­ки, на­ход­ки, вы­иг­ры­ши и дру­гие спо­со­бы? На­при­мер, в этом слу­чае вы мо­же­те са­мим се­бе дать раз­ре­ше­ние на раз­ре­ше­ние по­лу­чать до­ход са­мы­ми раз­ны­ми спо­со­ба­ми.

За­фик­си­руй­те по­зи­тив­ные ас­со­ци­а­ции

Со­здай­те яр­кий кол­лаж или ри­су­нок на те­му най­ден­ных по­зи­тив­ных ас­со­ци­а­ций - это га­ран­ти­ро­ван­но до­ба­вит вам ин­сай­тов на те­му ва­ше­го за­про­са.

Со­хра­ни­те лист с ас­со­ци­а­ци­я­ми, по­ста­вив на нем да­ту, и вы­пол­ни­те «16 ас­со­ци­а­ций» за­но­во с тем же сло­вом-за­про­сом ме­ся­ца через три — так вы смо­же­те от­сле­дить, что по­ме­ня­лось.

PS

Совре­мен­ные уче­ные утвер­жда­ют, что, вспо­ми­ная о со­бы­тии, мы ак­ти­ви­ру­ем те же са­мые ней­ро­ны, ко­то­рые участ­во­ва­ли в его за­по­ми­на­нии. Чем ча­ще что-то вспо­ми­на­ем — тем силь­нее ней­рон­ные свя­зи (и ас­со­ци­а­тив­ные це­пи). От­сю­да сле­ду­ет, что, ме­няя од­но из зве­ньев це­пи, мы ме­ня­ем и всю цепь. А ко­гда мы де­ла­ем это осо­знан­но, то в бук­валь­ном смыс­ле пе­ре­про­грам­ми­ру­ем на­ше соб­ствен­ное мыш­ле­ние — и тре­ни­ру­ем мозг!

Ко­неч­но, вы­пол­нять эту тех­ни­ку вме­сте с пси­хо­ло­гом или ко­учем эф­фек­тив­нее — хо­тя бы по­то­му, что он бу­дет неза­ви­си­мым взгля­дом за­ме­чать ва­ши ре­ак­ции и, об­ра­щая на них ва­ше вни­ма­ние, за­да­вать по­лез­ные во­про­сы и по­мо­гать вой­ти в ре­сурс­ное со­сто­я­ние для «пе­ре­за­пи­си».

Од­на­ко, не у всех есть воз­мож­ность пой­ти к пси­хо­ло­гу или ко­учу. С по­мо­щью «16 ас­со­ци­а­ций» это мож­но обой­ти внут­рен­ние пси­хо­ло­ги­че­ские за­щи­ты мяг­ким и эко­ло­гич­ным для пси­хи­ки об­ра­зом, да­же ес­ли те­ма бо­лез­нен­ная. К то­му же они за­да­ют фо­ку­си­ров­ку на кон­крет­ном за­про­се, кон­крет­ной те­ме.

Дей­ствуй­те!

Ис­точ­ник: Как вый­ти из ту­пи­ка. 16 слов для устра­не­ния внут­рен­не­го сту­по­ра.

С уважением, психолог Евгений Корчмарек

Если эта статья была полезной для вас - подписывайтесь на мою рассылку, в которой я буду делиться новыми статьями!

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Подпишитесь

С помощью формы ниже вы можете подписаться на новые статьи и информацию о мероприятиях:

Комментарии ()