Работая с повторяющимися снова и снова негативными ситуациями клиента (см. статью "Психологические игры"), внутренними конфликтами (см. статью ""Внутриличностные конфликты в транзактном анализе"), состояниями аффекта, паническим атаками и другими ситуациями не обойтись без работы с чувствами клиента.

В Транзактном анализе выделяют три категории чувств:

  • Аутентичные чувства
  • Рэкетные чувства
  • Резиновые ленты

Аутентичные чувства

  • сопровождаются телесным откликом,
  • адекватны тому что происходит вокруг (ситуации),
  • относятся к одному из 4 базовых чувств:
    • злость
    • страх
    • печаль
    • радость

Рэкетные чувства

  • неадекватны тому что происходит (например, возникает иногда ощущение, человек как будто ищет повод для того, чтобы разозлиться и находит его)
  • всегда покрывают автономные (или другие рэкетные, но "внизу" всегда автономное чувство, например рэкетная злость покрывает рэкетный страх, который в свою очередь покрывает аутентичную печаль):
    • это происходит в тех случаях, когда автономная реакция на ситуацию внутренне запрещена (например, злость у большинства женщин или страх у многих мужчин)
    • аутентичное чувство становится источником психической энергии для рэкетного чувства (отсюда и внешне неадекватная текущей ситуации "сила" рэкетного чувства)
  • повторяемые, навязчивые (например, могут являться постоянным эмоциональным фоном человека вне зависимости от внешней ситуации)
  • у каждого человека ограниченный набор "любимых" рэкетных чувств, которые составляют его личностный стиль:
    • каждое рэкетное чувство связано с какой-то благополучно не разрешенной драмой в детстве
    • рэкетные чувства организуют психологические игры, в процессе которых на партнеров по игре проецируются персонажи, связанные с соответствующей рэкетной драмой (историей)

Резиновые ленты

  • реакция на внешний стимул, который связан с эмоционально заряженной ситуацией в прошлом (не обязательно в детстве, например, после того как Вас покусала собака может появиться страх при виде собак)
  • в точности повторяют то чувство что чувствовали, когда возникла первоначальная ситуация
  • возникает, если вокруг нас происходит что-то что напоминает старую ситуацию
  • не навязчиво и не самопроизвольно повторяема
  • более сильное, чем рэкетное чувство
  • не обязательно связано с детским возрастом

Работа с чувствами, когда они возникают

Для того, чтобы эмоции не "застревали" в теле и не приводили к осложнениями (например, к психосоматическим заболеваниям) в работе с чувствами клиенту в первую очередь необходимо научиться выражать их экологично здесь и сейчас (вне зависимости от того, к какой категории они относятся), а именно:

  • выйти в отдельное помещение (например, в туалет)
  • определить какого из базовых чувств больше в данном чувстве:
    • злость
    • страх
    • печаль
    • радость

всем телом выразить это базовое чувство максимально активно используя мимику лица:

  • злость - порычать или пошипеть, корча злобную рожицу,
  • страх - активно попугаться (ой, боюсь-боюсь), сев на корточки и закрыв голову руками,
  • печаль - поплакать, скривив печальную физиономию,
  • радость - активно порадоваться (можно попрыгать, помахать руками: Yes!)

Для работы с аутентичными чувствами приведенной выше техники достаточно.

В работе с рэкетным чувством кроме его выражения необходимо найти аутентичное чувство, которое находится под рэкетным с помощью вопроса: "А что на самом деле я себя чувствую, когда мне кажется, что чувствую "рэкетное чувство" (например, страх)?"

В работе с резиновыми лентами необходимо найти и вновь прожить ситуацию из прошлого в безопасной обстановке (например, наедине дома или в кабинете психолога): это позволит аннулировать эмоциональный заряд прожитой ситуации прошлого.

=https://korchmarek.ru/articles/feelings/sorts-of-feelings.html -- Виды чувств -- Описание типов эмоций и чувств в трансактном анализе -- https://korchmarek.ru/ -- images/feelings.jpg