Виды чувств

Психолог Евгений Корчмарек logo
Виды чувств

Ра­бо­тая с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся сно­ва и сно­ва нега­тив­ны­ми си­ту­а­ци­я­ми кли­ен­та (см. ста­тью "Психологические игры"), внут­рен­ни­ми кон­флик­та­ми (см. ста­тью ""Внутриличностные конфликты в транзактном анализе"), со­сто­я­ни­я­ми аф­фек­та, па­ни­че­ским ата­ка­ми и дру­ги­ми си­ту­а­ци­я­ми не обой­тись без ра­бо­ты с чув­ства­ми кли­ен­та.

В Тран­закт­ном ана­ли­зе вы­де­ля­ют три ка­те­го­рии чувств:

  • Аутен­тич­ные чув­ства
  • Рэ­кет­ные чув­ства
  • Ре­зи­но­вые лен­ты

Аутен­тич­ные чув­ства

  • со­про­вож­да­ют­ся те­лес­ным от­кли­ком,
  • адек­ват­ны то­му что про­ис­хо­дит во­круг (си­ту­а­ции),
  • от­но­сят­ся к од­но­му из 4 ба­зо­вых чувств:
    • злость
    • страх
    • пе­чаль
    • ра­дость

Рэ­кет­ные чув­ства

  • неадек­ват­ны то­му что про­ис­хо­дит (на­при­мер, воз­ни­ка­ет ино­гда ощу­ще­ние, че­ло­век как буд­то ищет по­вод для то­го, чтобы разо­злить­ся и на­хо­дит его)
  • все­гда по­кры­ва­ют ав­то­ном­ные (или дру­гие рэ­кет­ные, но "вни­зу" все­гда ав­то­ном­ное чув­ство, на­при­мер рэ­кет­ная злость по­кры­ва­ет рэ­кет­ный страх, ко­то­рый в свою оче­редь по­кры­ва­ет аутен­тич­ную пе­чаль):
    • это про­ис­хо­дит в тех слу­ча­ях, ко­гда ав­то­ном­ная ре­ак­ция на си­ту­а­цию внут­ренне за­пре­ще­на (на­при­мер, злость у боль­шин­ства жен­щин или страх у мно­гих муж­чин)
    • аутен­тич­ное чув­ство ста­но­вит­ся ис­точ­ни­ком пси­хи­че­ской энер­гии для рэ­кет­но­го чув­ства (от­сю­да и внешне неадек­ват­ная те­ку­щей си­ту­а­ции "си­ла" рэ­кет­но­го чув­ства)
  • по­вто­ря­е­мые, на­вяз­чи­вые (на­при­мер, мо­гут яв­лять­ся по­сто­ян­ным эмо­цио­наль­ным фо­ном че­ло­ве­ка вне за­ви­си­мо­сти от внеш­ней си­ту­а­ции)
  • у каж­до­го че­ло­ве­ка огра­ни­чен­ный на­бор "лю­би­мых" рэ­кет­ных чувств, ко­то­рые со­став­ля­ют его лич­ност­ный стиль:
    • каж­дое рэ­кет­ное чув­ство свя­за­но с ка­кой-то бла­го­по­луч­но не раз­ре­шен­ной дра­мой в дет­стве
    • рэ­кет­ные чув­ства ор­га­ни­зу­ют пси­хо­ло­ги­че­ские иг­ры, в про­цес­се ко­то­рых на парт­не­ров по иг­ре про­еци­ру­ют­ся пер­со­на­жи, свя­зан­ные с со­от­вет­ству­ю­щей рэ­кет­ной дра­мой (ис­то­ри­ей)

Ре­зи­но­вые лен­ты

  • ре­ак­ция на внеш­ний сти­мул, ко­то­рый свя­зан с эмо­цио­наль­но за­ря­жен­ной си­ту­а­ци­ей в про­шлом (не обя­за­тель­но в дет­стве, на­при­мер, по­сле то­го как Вас по­ку­са­ла со­ба­ка мо­жет по­явить­ся страх при ви­де со­бак)
  • в точ­но­сти по­вто­ря­ют то чув­ство что чув­ство­ва­ли, ко­гда воз­ник­ла пер­во­на­чаль­ная си­ту­а­ция
  • воз­ни­ка­ет, ес­ли во­круг нас про­ис­хо­дит что-то что на­по­ми­на­ет ста­рую си­ту­а­цию
  • не на­вяз­чи­во и не са­мо­про­из­воль­но по­вто­ря­е­ма
  • бо­лее силь­ное, чем рэ­кет­ное чув­ство
  • не обя­за­тель­но свя­за­но с дет­ским воз­рас­том

Ра­бо­та с чув­ства­ми, ко­гда они воз­ни­ка­ют

Для то­го, чтобы эмо­ции не "за­стре­ва­ли" в те­ле и не при­во­ди­ли к ослож­не­ни­я­ми (на­при­мер, к пси­хо­со­ма­ти­че­ским за­боле­ва­ни­ям) в ра­бо­те с чув­ства­ми кли­ен­ту в первую оче­редь необ­хо­ди­мо на­учить­ся вы­ра­жать их эко­ло­гич­но здесь и сей­час (вне за­ви­си­мо­сти от то­го, к ка­кой ка­те­го­рии они от­но­сят­ся), а имен­но:

  • вый­ти в от­дель­ное по­ме­ще­ние (на­при­мер, в туа­лет)
  • опре­де­лить ка­ко­го из ба­зо­вых чувств боль­ше в дан­ном чув­стве:
    • злость
    • страх
    • пе­чаль
    • ра­дость

всем те­лом вы­ра­зить это ба­зо­вое чув­ство мак­си­маль­но ак­тив­но ис­поль­зуя ми­ми­ку ли­ца:

  • злость - по­ры­чать или по­ши­петь, кор­ча злоб­ную ро­жи­цу,
  • страх - ак­тив­но по­пугать­ся (ой, бо­юсь-бо­юсь), сев на кор­точ­ки и за­крыв го­ло­ву ру­ка­ми,
  • пе­чаль - по­пла­кать, скри­вив пе­чаль­ную физио­но­мию,
  • ра­дость - ак­тив­но по­ра­до­вать­ся (мож­но по­пры­гать, по­ма­хать ру­ка­ми: Yes!)

Для ра­бо­ты с аутен­тич­ны­ми чув­ства­ми при­ве­ден­ной вы­ше тех­ни­ки до­ста­точ­но.

В ра­бо­те с рэ­кет­ным чув­ством кро­ме его вы­ра­же­ния необ­хо­ди­мо най­ти аутен­тич­ное чув­ство, ко­то­рое на­хо­дит­ся под рэ­кет­ным с по­мо­щью во­про­са: "А что на са­мом де­ле я се­бя чув­ствую, ко­гда мне ка­жет­ся, что чув­ствую "рэ­кет­ное чув­ство" (на­при­мер, страх)?"

В ра­бо­те с ре­зи­но­вы­ми лен­та­ми необ­хо­ди­мо най­ти и вновь про­жить си­ту­а­цию из про­шло­го в без­опас­ной об­ста­нов­ке (на­при­мер, на­едине до­ма или в ка­би­не­те пси­хо­ло­га): это поз­во­лит ан­ну­ли­ро­вать эмо­цио­наль­ный за­ряд про­жи­той си­ту­а­ции про­шло­го.

Ав­тор: Ири­на Ле­то­ва

С уважением, психолог Евгений Корчмарек

Если эта статья была полезной для вас - подписывайтесь на мою рассылку, в которой я буду делиться новыми статьями!

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Подпишитесь

С помощью формы ниже вы можете подписаться на новые статьи и информацию о мероприятиях:

Комментарии ()