Симбиоз - нормальное условие оральной стадии развития ребенка. Он переживается матерью и младенцем, как слияние и разделение их потребностей. Пример подобного симбиоза - мать, которая крепко спит в шумной комнате, но просыпается при малейшем беспокойстве своего малыша. Ребенок, в свою очередь, не дифференцирует ни себя, ни мать как отдельные личности, переживает себя и мать как единое целое.

Симбиотические отношения с мамой

На следующем рисунке представлена диаграмма нормального симбиоза, где позитивные Родитель и Взрослый матери способны обеспечивать безопасность ребенка (ознакомиться с теорией эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок - вы можете в статье: "Теория Эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок"). Родительское и Взрослое эго-состояния которого недостаточно развиты для защиты самого себя и удовлетворения своих потребностей. Детское эго-состояние матери активно включено в процесс коммуникации с ребенком (по типу: “Bay! Классно! Здесь ребенок, с которым можно поиграть!”) .

Симбиоз

В процессе роста ребенок развивает собствен­ные Родительское и Взрослое эго-состояния и постепенно начинает ощущать себя и мать как разные личности, которые самостоятельно чувствуют, думают, воспринимают этот мир, имеют свои потребности и действуют независимо друг от друга. Это стадия сепарации-индивидуации по M.Mahler. Таким образом, функции нормального симбиоза - выживание младенца в тот период, когда он реально беспомощен и зависим от матери, и развитие собственных функций контакта с реальностью (В) и обеспечения безопасности (Р).

На рисунке 2 представлена диаграмма патологических отношений, возникающих в результате нарушений в эту стадию развития ребенка. Например, это происходит в ситуации пренебрежения или безответственности матери. В этом случае с ребенком взаимодействуют негативные стороны ее эго-состояний. Негативный Критикующий Родитель вместо позитивного контроля и обеспечения границ безопасности; гиперопекающий Заботливый Родитель (Спаситель), или пренебрегающий своими обязанностями Заботливый Родитель. Негативные Адаптированный и Свободный Ребенок, которые видят в новом ребенке угрозу своему существованию.

Негативный симбиоз

На рисунке 3 изображена еще одна модель патологии - исключение матерью собственного Детского эго-состояния, когда мать находит в собственном ребенке замену недоступному Детскому эго-состоянию. В этом случае нарушается процесс сепарации-индивидуации и нормального развития независимой, автономной личности. То есть, так или иначе патология бывает результатом нарушенного взаимодействия матери и ребенка, когда мать “отыгрывает” собственные психические и физические проблемы.

Исключение

Нарушение симбиотической стадии развития ребенка приводит к тому, что патологические паттерны ребенок усваивает и применяет в своей жизни. Очень часто в индивидуальном сознании выживание личности остается связанным с неразрешенными аспектами нарушенных симбиотических отношений.

Чтобы удовлетворить потребности, связанные с симбиотическими остатками, люди ищут симбиотические отношения в последующей жизни и действуют в большинстве таким образом, что и когда-то в первичных отношениях. Они забывают, что им уже не пять, не три и не один год, что они взрослые люди с другими возможностями и ресурсами, чем младенцы.

Симбиоз в паре

Они искажают восприятие реальности в интересах собственной картины мира. Иные паттерны восприятия и мышления угрожают развалом привычного мира, в котором человек уже освоился и более или менее приспособился и получает удовлетворение собственных потребностей.

Все, что противоречит сценарной картине мира личности, представляет угрозу для выживания и поэтому отсекается.

Источник: Шитов Е.А., Ховрачев А.П. "Теория пассивности Шиффов: обзор"

Симбиотическиеотношениявпаре -- СимбиознормальноеусловиеоральнойстадииразвитияребенкаНарушениесимбиотическойстадииразвитияребенкаприводитктому,чтопатологическиепаттерныребенокусваиваетиприменяетвсвоейжизни -- images/symbiosis-in-couple.jpg