Симбиотические отношения в паре

Психолог Евгений Корчмарек logo
Симбиотические отношения в паре

Сим­би­оз - нор­маль­ное усло­вие ораль­ной ста­дии раз­ви­тия ре­бен­ка. Он пе­ре­жи­ва­ет­ся ма­те­рью и мла­ден­цем, как сли­я­ние и раз­де­ле­ние их по­треб­но­стей. При­мер по­доб­но­го сим­би­о­за - мать, ко­то­рая креп­ко спит в шум­ной ком­на­те, но про­сы­па­ет­ся при ма­лей­шем бес­по­кой­стве сво­е­го ма­лы­ша. Ре­бе­нок, в свою оче­редь, не диф­фе­рен­ци­ру­ет ни се­бя, ни мать как от­дель­ные лич­но­сти, пе­ре­жи­ва­ет се­бя и мать как еди­ное це­лое.

Симбиотические отношения с мамой

На сле­ду­ю­щем ри­сун­ке пред­став­ле­на диа­грам­ма нор­маль­но­го сим­би­о­за, где по­зи­тив­ные Ро­ди­тель и Взрос­лый ма­те­ри спо­соб­ны обес­пе­чи­вать без­опас­ность ре­бен­ка (озна­ко­мить­ся с тео­ри­ей эго-со­сто­я­ний: Ро­ди­тель, Взрос­лый, Ре­бе­нок - вы мо­же­те в ста­тье: "Теория Эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок"). Ро­ди­тель­ское и Взрос­лое эго-со­сто­я­ния ко­то­ро­го недо­ста­точ­но раз­ви­ты для за­щи­ты са­мо­го се­бя и удо­вле­тво­ре­ния сво­их по­треб­но­стей. Дет­ское эго-со­сто­я­ние ма­те­ри ак­тив­но вклю­че­но в про­цесс ком­му­ни­ка­ции с ре­бен­ком (по ти­пу: “Bay! Класс­но! Здесь ре­бе­нок, с ко­то­рым мож­но по­иг­рать!”) .

Симбиоз

В про­цес­се ро­ста ре­бе­нок раз­ви­ва­ет соб­ствен­ные Ро­ди­тель­ское и Взрос­лое эго-со­сто­я­ния и по­сте­пен­но на­чи­на­ет ощу­щать се­бя и мать как раз­ные лич­но­сти, ко­то­рые са­мо­сто­я­тель­но чув­ству­ют, ду­ма­ют, вос­при­ни­ма­ют этот мир, име­ют свои по­треб­но­сти и дей­ству­ют неза­ви­си­мо друг от дру­га. Это ста­дия се­па­ра­ции-ин­ди­ви­ду­а­ции по M.Mahler. Та­ким об­ра­зом, функ­ции нор­маль­но­го сим­би­о­за - вы­жи­ва­ние мла­ден­ца в тот пе­ри­од, ко­гда он ре­аль­но бес­по­мо­щен и за­ви­сим от ма­те­ри, и раз­ви­тие соб­ствен­ных функ­ций кон­так­та с ре­аль­но­стью (В) и обес­пе­че­ния без­опас­но­сти (Р).

На ри­сун­ке 2 пред­став­ле­на диа­грам­ма па­то­ло­ги­че­ских от­но­ше­ний, воз­ни­ка­ю­щих в ре­зуль­та­те на­ру­ше­ний в эту ста­дию раз­ви­тия ре­бен­ка. На­при­мер, это про­ис­хо­дит в си­ту­а­ции пре­не­бре­же­ния или без­от­вет­ствен­но­сти ма­те­ри. В этом слу­чае с ре­бен­ком вза­и­мо­дей­ству­ют нега­тив­ные сто­ро­ны ее эго-со­сто­я­ний. Нега­тив­ный Кри­ти­ку­ю­щий Ро­ди­тель вме­сто по­зи­тив­но­го кон­тро­ля и обес­пе­че­ния гра­ниц без­опас­но­сти; ги­пе­ро­пе­ка­ю­щий За­бот­ли­вый Ро­ди­тель (Спа­си­тель), или пре­не­бре­га­ю­щий сво­и­ми обя­зан­но­стя­ми За­бот­ли­вый Ро­ди­тель. Нега­тив­ные Адап­ти­ро­ван­ный и Сво­бод­ный Ре­бе­нок, ко­то­рые ви­дят в но­вом ре­бен­ке угро­зу сво­е­му су­ще­ство­ва­нию.

Симбитические отношения

На ри­сун­ке 3 изоб­ра­же­на еще од­на мо­дель па­то­ло­гии - ис­клю­че­ние ма­те­рью соб­ствен­но­го Дет­ско­го эго-со­сто­я­ния, ко­гда мать на­хо­дит в соб­ствен­ном ре­бен­ке за­ме­ну недо­ступ­но­му Дет­ско­му эго-со­сто­я­нию. В этом слу­чае на­ру­ша­ет­ся про­цесс се­па­ра­ции-ин­ди­ви­ду­а­ции и нор­маль­но­го раз­ви­тия неза­ви­си­мой, ав­то­ном­ной лич­но­сти. То есть, так или ина­че па­то­ло­гия бы­ва­ет ре­зуль­та­том на­ру­шен­но­го вза­и­мо­дей­ствия ма­те­ри и ре­бен­ка, ко­гда мать “отыг­ры­ва­ет” соб­ствен­ные пси­хи­че­ские и физи­че­ские про­бле­мы.

Невнимательная мать

На­ру­ше­ние сим­био­ти­че­ской ста­дии раз­ви­тия ре­бен­ка при­во­дит к то­му, что па­то­ло­ги­че­ские пат­тер­ны ре­бе­нок усва­и­ва­ет и при­ме­ня­ет в сво­ей жиз­ни. Очень ча­сто в ин­ди­ви­ду­аль­ном со­зна­нии вы­жи­ва­ние лич­но­сти оста­ет­ся свя­зан­ным с нераз­ре­шен­ны­ми ас­пек­та­ми на­ру­шен­ных сим­био­ти­че­ских от­но­ше­ний.

Чтобы удо­вле­тво­рить по­треб­но­сти, свя­зан­ные с сим­био­ти­че­ски­ми остат­ка­ми, лю­ди ищут сим­био­ти­че­ские от­но­ше­ния в по­сле­ду­ю­щей жиз­ни и дей­ству­ют в боль­шин­стве та­ким об­ра­зом, что и ко­гда-то в пер­вич­ных от­но­ше­ни­ях. Они за­бы­ва­ют, что им уже не пять, не три и не один год, что они взрос­лые лю­ди с дру­ги­ми воз­мож­но­стя­ми и ре­сур­са­ми, чем мла­ден­цы.

Они ис­ка­жа­ют вос­при­я­тие ре­аль­но­сти в ин­те­ре­сах соб­ствен­ной кар­ти­ны ми­ра. Иные пат­тер­ны вос­при­я­тия и мыш­ле­ния угро­жа­ют раз­ва­лом при­выч­но­го ми­ра, в ко­то­ром че­ло­век уже осво­ил­ся и бо­лее или ме­нее при­спо­со­бил­ся и по­лу­ча­ет удо­вле­тво­ре­ние соб­ствен­ных по­треб­но­стей.

Все, что про­ти­во­ре­чит сце­нар­ной кар­тине ми­ра лич­но­сти, пред­став­ля­ет угро­зу для вы­жи­ва­ния и по­это­му от­се­ка­ет­ся.

Ис­точ­ник: Ши­тов Е.А., Хо­вра­чев А.П. "Тео­рия пас­сив­но­сти Шиф­фов: об­зор"

С уважением, психолог Евгений Корчмарек

Если эта статья была полезной для вас - подписывайтесь на мою рассылку, в которой я буду делиться новыми статьями!

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Расскажите друзьям:


Подпишитесь

С помощью формы ниже вы можете подписаться на новые статьи и информацию о мероприятиях:

Комментарии ()