Каждая психологическая система предлагает собственное объяснение развитию психопатологии. В рамках теории Транзактного анализа мы вы­деляем передаваемые родителями детям патологические сообщения, которые, если ребенок в них поверил, могут привести к хроническим про­блемам в его жизни.

Предписания

Предписания - это сообщения от родительского эго-состояния Ре­бенок, передаваемые вследствие обстоятельств их собственных болез­ненных проблем: несчастий, беспокойства, гнева, растерянности, тай­ных желаний.

Предписания в глазах ребенка могут выглядеть ирра­циональными, однако для передающего родителя они абсолютно рациональны.

Мы составили список предписаний и за последние 10 лет опублико­вали несколько статей, посвященных этой теме. Мы рассказывали о них на лекциях и семинарах по всему миру. Наш список не исчерпыва­ет всех возможностей; без сомнения, существует много других сообще­ний, которые передаются родителями и в соответствии с которыми дети либо действуют, либо не действуют. Тем не менее, приводимый ниже короткий список поможет терапевту лучше слышать то, что говорит пациент, а значит, корректировать план лечения.

Наш основной список предписаний: Не делай. Не будь. Не сближай­ся. Не будь значимым. Не будь ребенком. Не взрослей. Не добейся успеха. Не будь собой. Не будь нормальным. Не будь здоровым. Не принадлежи.

1. Не делай:

Это предписание передается боящимися родителями. Обуреваемые страхом, они не позволяют ребенку совершать многие обычные поступки: "Не ходи рядом со ступеньками (малышам); не лазай по деревьям; не катайся на роликовой доске и т.д." Иногда такие родители не хотели ребенка и, понимая, что инстинктивно не желают, чтобы этот ребенок существовал, они чувствуют вину и панику от собственных мыслей и стано­вятся в результате сверхзаботливыми и осторожными. Иногда родитель сам - психотик или имеет фобии или сверхосторожен после потери старше­го ребенка. По мере взросления ребенка родители волнуются по поводу любого поступка, который тот намеревается совершить: "Но, может, это надо еще разочек обдумать". И ребенок не верит, что сможет совершить что-либо правильное и безопасное, не знает, что же ему делать, и ищет, чтобы кто-нибудь подсказал правильное решение. Такой ребенок, вырос­ши, будет иметь большие трудности при принятии решений.

2. Не будь:

Это смертельно опасное сообщение - во время лечения на нем первом мы фокусируем внимание. Оно может быть дано очень мягко: "Если бы не вы, дети, я бы развелась с вашим отцом". Более жестко: "Хоть бы вы и не рождались... тогда бы мне не надо было выходить за вашего отца". Это сообщение может передаваться невербально: родитель держит ребен­ка на руках, не покачивая его, хмурится и бранится во время еды и купания малыша, злится и кричит, когда ребенок что-нибудь хочет, или просто бьет его. Есть множество способов передачи данного сообщения.

Предписание может быть передано матерью, отцом, няней, гувер­нанткой, братом или сестрой. Родитель может быть подавлен тем, что ребенок зачат до женитьбы или после того, как супруги решили больше не иметь детей. Беременность может закончиться смертью матери, и семья винит ребенка в этой смерти. Роды могут быть труд­ными, и ребенка обвиняют в том, что он был слишком велик при рождении: "Ты меня всю порвал, когда рождался". Эти сообщения, повторяемые много раз в присутствии ребенка, становятся "мифом рождения": "Если бы ты не родился, нам бы лучше жилось".

3. Не сближайся:

Если родители расхолаживают ребенка от попы­ток сближения, то ребенок может воспринять это как сообщение "Не сближайся". Недостаток физического контакта и позитивных поглаживаний ведет ребенка именно к такой интерпретации. Ана­логично, если ребенок теряет в результате смерти или развода ро­дителя, с которым был близок, он может сам себе дать предписа­ние, сказав: "Какой смысл в близости, если все равно они умрут". Так он решит больше не сближаться ни с кем и никогда.

4. Не будь значимым:

Если, например, ребенку не разрешают говорить за столом: "Дети должны быть видны, а не слышны" или еще как-ни­будь снижают его значимость, он может воспринять это как сообще­ние "Не будь значимым". Он также может получить подобное сообщение в школе. В прошлом в Калифорнии испаноязычным детям было трудно утвердить собственную значимость. На каком бы языке они ни говорили, на английском или на испанском, - англоязычные дети все равно насмехались над ними. Черные получали подобные сообщения не только от Белых, но нередко и от своих матерей, которые не хоте­ли, чтобы они выросли с чувством собственной значимости и в резуль­тате имели неприятности с Белыми.

5. Не будь ребенком:

Это сообщение передается родителями, которые поручают младших детей заботам старших. Оно исходит также от ро­дителей, которые "гонят коней", пытаясь сделать из своих малышей "ма­леньких мужчин" и "маленьких женщин", поглаживая детей за вежли­вость еще до того, как те поняли, что же вежливость означает, говоря, к примеру, совсем маленьким деткам, что плачут только маленькие.

6. Не взрослей:

Это предписание обычно передается от матери ее последнему ребенку, неважно, второй он или десятый. Оно часто дается отцом дочери, когда та достигает предподросткового или подросткового возраста и отец начинает с испугом чувствовать в ней просыпающуюся сексуальность. Тогда он может запрещать де­вочке делать то, что делают ее подруги - употреблять косметику, носить соответствующую возрасту одежду, бегать на свидания. Он также может прекратить физические поглаживания, и девочка ин­терпретирует это так: "Не взрослей, а то я не буду любить тебя".

7. Не добейся успеха: Если папа играет с сыном в пинг-понг, толь­ко когда выигрывает, и прекращает играть, как только сын его по­беждает, мальчик может интерпретировать его поведение как сооб­щение: "Не выигрывай, а то я не буду тебя любить ". Это сообщение преобразуется в "Не добейся успеха". Постоянная критика со сто­роны родителя-перфекциониста дает сообщение "Ты все делаешь не­правильно", которое переводится как "Не добейся успеха".

8. Не будь собой:

Это сообщение чаще всего дается ребенку "не­правильного" пола. Если у матери трое мальчиков, а она хочет де­вочку, то из четвертого сына она может сделать "доченьку". Если сын видит, что девочкам достается все лучшее, он может решить: "Не будь мальчиком, а то тебе ничего не достанется" - и иметь впос­ледствии проблемы со своей половой принадлежностью. Отец мо­жет сдаться после четырех девочек и начать обучать пятую "маль­чишеским" и "мужским" занятиям, например, футболу. (Мы пони­маем, что это утверждение с позиции полового неравенства, но оно отражает реалии нашей культуры.)

9. Не будь нормальным и Не будь здоровым:

Если родители погла­живают ребенка, когда он болен, и не поглаживают вовсе, когда здоров, - это равносильно словам "Не будь здоровым". Если безум­ное поведение вознаграждается или если оно моделируется, но не корректируется, то само моделирование становится сообщением "Не будь нормальным". Мы видели много детей шизофреников, у кото­рых были трудности в разграничении реального мира и его воспри­ятия, хотя сами они не были психотиками. Они вели себя как безум­ные и часто лечились от несуществующих психозов.

10. Не принадлежи:

Если родители все время ведут себя так, как будто они должны быть в другом месте, например, в России, Ирландии, Ита­лии, Израиле, Англии (как бывает у некоторых англичан, живущих ныне в Австралии или Новой Зеландии), то у ребенка возникает труд­ность в понимании того, к какой стране он принадлежит. Он может все время чувствовать, что тоже не примкнул ни к какому берегу -пусть даже он родился в США или Австралии, или Новой Зеландии.

Обратные предписания (или еще их называют контрпредписания)

Обратные предписания (или контрпредписания) - это сообщения родительского эго-состояния Родитель, которые могут ограничивать, и если воспримутся ребенком, и пре­пятствовать взрослению и развитию гибкости.

Обратные предписания вклю­чают в себя "драйверы", сформулированные Тайби Калером:

  • "Будь силь­ным"
  • "старайся"
  • "делай все на отлично"
  • "спеши"
  • "радуй меня"

Все это, естественно, невозможно выполнить - кому и когда удавалось быть доста­точно сильным, достаточно много работать, достаточно радовать кого-то и в достаточной мере спешить куда-то? Нет способа стать верхом совершен­ства. Мэри добавляет к калеровскому списку обратное предписание, парное предписанию "Не будь": "Будь осторожен".

Обратные предписания также включают в себя религиозные, расовые и половые стереотипы, передаваемые из поколения в поколение. Даже жен­щины, уверенные в своей эмансипированности, часто готовят и убирают дом в дополнение к своим регулярным обязанностям и работе потому лишь, что верят обратному предписанию "место женщины - дом".

Обратные предписания являются сообщениями открытыми, вербальными и несекретными. Тот, кто дает обратное предписание, верит в истинность своих слов и будет защищать свою позицию. "Конечно, место женщины дома. Если женщина забудет о своих обязанностях, что же будет с детьми?". Этим обрат­ные предписания резко отличаются от предписаний. Тот, кто дает предписание, делает это тайно и не осознавая влияния своих слов. Если родителю объяснить, что он предписывает своему ребенку не существовать, это вызовет лишь взрыв негодования с его стороны, ведь у него и в мыслях этого никогда не было.

Родительские сообщения названы обратными предписаниями, потому что Эрик Берн верил сначала, что они оборачивают, переворачивают пред­писания. Так, если клиент подчиняется обратному предписанию, он свобо­ден от следования предписанию. Например, если предписание "Не суще­ствуй", а обратное предписание "Много работай", у клиента есть возмож­ность спасти свою жизнь, много работая и игнорируя суицидальные импульсы. Однако клиенты более склонны подчиняться предписаниям, а не обратным предписаниям, и поэтому остаются в депрессии, даже "много работая". Сообщениям, подобным обратному предписанию "Много рабо­тай" и предписанию "Не взрослей", крайне трудно следовать. А представь­те себе положение мальчика, следующего предписанию "Не будь мальчи­ком" и, чтобы порадовать родителей, поступающего как девчонка, кото­рому те же самые родители говорят идти играть в футбол и перестать вести себя как тряпка. Иногда предписания и обратные предписания совпадают. Изнутри всех своих эго-состояний родитель приказывает ребенку не суще­ствовать, не взрослеть, не быть значимым. В таком случае тому необыкно­венно трудно избавиться от сообщений.

Смешанные сообщения

Некоторые сообщения даются либо Родителем, либо Ребенком родите­лей, особенно те, что касаются мыслей и чувств. Предписания и обратные предписания против мыслей: "Не думай", "Не думай так" (какие -то опре­деленные мысли) или "Не думай так, как ты думаешь - думай так, как я думаю" ("Не спорь со мной"). Сообщения о чувствах те же: "Не чувствуй", "Не чувствуй так" (какие-то определенные чувства) или "Не чувствуй так, как ты чувствуешь - чувствуй так, как я чувствую" ("Мне холодно - на­день свитер " или "Ты не ненавидишь своего братишку, ты просто устал").

Детские решения

Чтобы предписания и обратные предписания стали значимыми для развития ребенка, он должен их принять. Он властен принять их или от­бросить. Ни одно предписание не "вживляется в ребенка подобно элект­роду". Более того, многие предписа­ния вообще никогда не давались! Ребенок придумывает, изобретает и не­правильно интерпретирует, и таким способом сам себе дает предписания. Смерть брата вызывает у ребенка уверенность, что это его ревность уби­ла братишку, а не какая-то там непонятная пневмония. И, обуреваемый чувством вины, ребенок дает себе предписание "Не будь". Если умирает любимый отец, сын или дочь может решить ни с кем больше не сбли­жаться. Чтобы в будущем избежать боли, подобной той, что причинила ему смерть отца, ребенок дает себе предписание "Не сближайся". На са­мом деле он говорит себе следующее: "Я никогда больше не полюблю, а значит, не буду испытывать боли".

Мы перечислили лишь некоторые из предписаний, однако и в ответ на них ребенок может принять бесчисленное множество вариантов реше­ний. Ниже мы опишем некоторые из них. Во-первых, ребенок может про­сто не поверить предписанию и поэтому отбросить его. Причиной может быть осознание патологии передающего предписание ("Моя мать - су­масшедшая, и неважно, что она говорит") или встреча с кем-нибудь, кто оспаривает предписание, и вера в этого человека ("Родители меня не лю­бят, зато учитель меня любит"). Мы составили список некоторых пато­логических решений, принимаемых в ответ на предписания:

  1. "Не делай". Ребенок может решить: "Я никогда ничего не сделаю правильно". "Я глупый".
  2. "Не будь". "Я умру, и затем вы меня полюбите". "Я докажу вам, даже если это убьет меня". Решения, которые ребенок может принять в ответ на "Не будь ": "Я не умею решать".
  3. "Мне нужен кто-нибудь, кто бы решал за меня". "Мир так страшен... Я, вероятно, сделал ошибку". "Я слабее других людей". "Я никогда больше не буду ничего решать".​
  4. "Не сближайся": Принимаемые решения: "Больше я никогда никому не буду доверять". "Я больше никогда ни с кем не буду сближаться". "Я никог­да не буду сексуальным" (плюс все ограничения на физическую близость).
  5. "Не будь значимым". Ребенок может решить: "Никто никогда не позво­лит мне сказать или сделать что-нибудь". "Здесь все главнее меня". "Я никогда ничего не буду стоить". "Я могу стать значимым, но никогда не проявлю этого".
  6. "Не будь ребенком". Возможные решения: "Я больше ничего не попро­шу, я сам о себе позабочусь". "Я всегда буду заботиться о них". "Я никогда не буду развлекаться ". "Я больше никогда не сделаю ничего ребячливого".
  7. "Не взрослей". "Ладно, я останусь маленьким " или "беспомощным", или "недумаюшим", или "несексуальным". Это решение часто проявляется в движениях, голосе, манерах, поведении.
  8. "Не добейся успеха". "Я никогда не выиграю". "Я побью тебя, даже если это убьет меня". "Я покажу вам, даже если это убьет меня". "Неважно, насколько я хорош, я должен был сделать все еще лучше, поэтому я буду чувствовать растерянность (стыд, вину)".
  9. "Не будь собой" (своего пола). В ответ ребенок может решить: "Я покажу им, что я так же хорош/хороша, как и любой/любая мальчик/девочка". "Неважно, как сильно я буду стараться, я никогда не угожу". "Я на­стоящая девочка, только с пенисом". "Я настоящий мальчик, хоть и выг­ляжу как девочка". "Я притворюсь мальчиком/девочкой". "Я никогда не буду так счастлив". "Мне всегда будет стыдно ".
  10. "Не будь здоров" или "нормален". Решения: "Я сумасшедший". "Моя болезнь здесь самая серьезная, и я могу умереть от нее" (плюс запрет на использование телесных или мыслительных процессов).
  11. "Не принадлежи". Решения могут быть: "Я никогда не буду никому принадлежать" или "ни к какой группе," или "ни к какой стране," или "Никто меня никогда не будет любить, потому что я никому не буду принадлежать".

Смешанные решения о мыслях и чувствах

"Не думай". Возможные решения: "Я глупый". "Сам я не могу принимать решения". "Я не умею сосредоточиться".​

"Не думай об этом". "Думать о сексе плохо, лучше я буду думать о чем-нибудь другом" (этим человеком может овладеть навязчивое состояние), "Лучше я не буду никогда об этом упоминать (чем бы "это" ни было - быть приемным ребенком или иметь не отца, а отчима) или думать об этом". Или "С математикой у меня туго" (или с физикой, или со стряп­ней, или с футболом - зависит от того, какие были получены предписа­ния).​

"Не думай так, как ты думаешь, думай так, как я думаю "; "Я всегда неправ". "Я не открою рта, пока не узнаю, что думают остальные".

Аналогичны решения в ответ на предписания по поводу чувств:

"Не чувствуй". Ребенок может решить: "Эмоции - это потеря времени". "Я ничего не чувствую".

"Не чувствуй так": "Я больше не буду плакать". "Я не буду злиться... злость может быть смертельно опасна".​

"Не чувствуй так, как ты чувствуешь, чувствуй так, как я чувствую": "Я не знаю, что я чувствую". Такой человек спрашивает терапевта и груп­пу: "Что я должен чувствовать? Что бы вы чувствовали на моем месте?".

Источник: М. Гулдинг, Р. Гулдинг "Психотерапия нового решения"